Пт, 19 Апр 2024, 07:52
Приветствую Вас Гость | RSS



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"Центр информационно-методического обеспечения учреждений образования"

Красногвардейского района Республики Крым

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ИКТ-технологии

Дунаева Любовь Владимировна, музыкальный руководитель МБОУ «Ленинская школа»
НОД по музыке в детском саду имеют свою специфику. Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей и помнить, что ведущей формой деятельности дошкольников является игра. Поэтому занятия должны быть яркими, эмоциональными, проходить с привлечением большого иллюстративного материала, звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Однако существуют некоторые ограничения, о которых надо помнить всем педагогам, работающим в детских садах.
Во-первых, нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, да и от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
Во-вторых, общая продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25-30 минут, а продукты ИКТ (презентации, слайд-шоу, фотоальбомы) дети могут воспринимать не более 5-7 минут. Поэтому отбор материала, его дозировка должны быть тщательно продуманы педагогом.
В-третьих, есть особенности применения ИКТ на музыкальных занятиях, поэтому мне бы хотелось остановиться на некоторых спорных вопросах применения ИКТ на занятиях музыкой.
Как уже было сказано выше, информационно-коммуникативные технологии помогают решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Музыка — особый вид искусства. Давайте же разберёмся, в каких видах музыкальной деятельности применение ИКТ полезно, необходимо, а в каких — вредно и недопустимо. Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.
Есть ли смысл включать средства новых информационных технологий во все виды музыкальной деятельности?
Слушание музыки.
Компьютерные презентации, позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Они незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, разнообразят их впечатления, развивают познавательную деятельность. Возможны очень короткие фрагменты видео для знакомства с эпохой, страной и так далее.
Есть темы, при подаче которых ИКТ незаменимы. Как познакомить детей с симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов? Как научить различать тембры инструментов?
Я думаю, использование видеозаписей концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольного звучания различных инструментов прекрасно могут помочь в работе. Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.
Но использовать демонстрационный зрительный ряд для выполнения функции эмоционального фона при слушании музыки категорически нельзя! Радость от того, что продукты ИКТ делают материал доступным для восприятия не только через слуховые, но и через зрительные анализаторы, затмевает для педагогов осознание того, что именно на музыкальном занятии, развивая восприятие, ни в коем случае нельзя подключать зрительные анализаторы. Только и только слуховые! В старших группах ДОУ даже литературные произведения читаются детям до показа иллюстрации (чтобы развить творческое воображение, чтобы уйти от шаблона восприятия). А мы на музыкальном занятии, которое всей своей сущностью должно способствовать развитию слухового восприятия не только не развиваем его, а с помощью мощнейших средств воздействия — ИКТ — подавляем. И когда педагоги радуются: «Дети узнают музыку по картинке!», им хочется ответить: «Не музыку они узнают по картинке, а узнают картинку и, как следствие, «называют» музыку».
К сожалению, пока нет специальной программы и методических пособий, которые помогли бы педагогу-музыканту в дошкольном учреждении грамотно и эффективно использовать компьютерные технологии. Педагогам приходится самим осваивать этот новый вид деятельности. Поэтому тому, кто «окунётся» в работу с ИКТ, нужно будет руководствоваться изречением древних: «Не навреди».
Пение.
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности, из-за перечисленных выше причин, тоже предполагает очень осторожное использование новых информационных технологий. Здесь возможно создание электронных иллюстраций к песням, материалов (видео, фото), отражающих как содержание песен и попевок, так и объясняющих смысл трудных и непонятных слов.
Музыкально-ритмические движения, танцы.
Больше возможностей для применения ИКТ существует при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев. Обучение движению невозможно без показа, а процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.
Музыкально-дидактические игры.
Очень широко информационно-коммуникативные технологии можно использовать при организации музыкально-дидактических игр. Вот где «можно разгуляться»! Музыкально-дидактические игры на развитие у детей слуха, ритма, музыкального творчества, различения высоты и длительности звуков. Они объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игры на музыкальных инструментах. Применение красочных озвученных презентаций принесут только пользу и радость детям.
Итак, можно сделать вывод: Педагог-музыкант дошкольного образования, применяющий информационно-коммуникативные технологии в своей работе с детьми, всегда должен помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада.
Скачать презентацию
Петухова Татьяна Валентиновна, заместитель заведующего МБДОУ «Детский сад №5 «Непоседа»
Век компьютерных технологий набирает обороты и уже нет, пожалуй, ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы своё применение. Сегодня уже невозможно представить себе современный детский сад без использования информационно – коммуникативных технологий.
Главной целью образовательной программы МБДОУ «Детский сад №5 «Непоседа», разработанной с учетом ФГОС ДО по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, является обеспечение всестороннего развития ребёнка в дошкольный период через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. В своей работе мы активно используем информационно-коммуникационные технологии: мультимедийные презентации, созданные в программе Microsoft PowerPoint. С 2017 года мы начали использовать в детском саду новое информационно-технические средства – интерактивную доску (систему Программа Умный ребенок) и интерактивную песочницу. Оборудование нам предоставило Министерство Образования, науки и молодежи РК. Это комплексное оборудование, включающее в себя: сенсорный экран, связанный с компьютером и проектором.
Интерактивную доску мы активно используем в организации образовательного процесса, для индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы, а так же для проведения презентаций на семинарах и родительских собраниях. Особенность интерактивной доски – тактильное управление. На начальном этапе мы разработали игры для индивидуальной коррекционной работы, способствующие развитию логического мышления, внимания, пространственной ориентировки: «Продолжи ряд», «Что лишнее?», «Лабиринты», «Расставь по местам». На пример, педагог предлагает детям игру – соревнование «Кто быстрее найдет отличия». Дети с восторгом, с интересом выполняют предложенные задания у доски, даже относятся более ответственно к качеству выполнения задания, и дают выше результаты. Использование интерактивной доски на занятиях позволило нам перейти на реализацию деятельностного подхода в образовании дошкольников.
Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. В нашем детском саду созданы условия для работы всех педагогов и специалистов учреждения с интерактивной доской. Оборудован интерактивный уголок с учетом санитарно-гигиенических требований. Занятия проводятся по подгруппам. Продолжительность интегрированных занятий 20 – 25 минут, включающие деятельность детей у доски, познавательную беседу, экспериментирование, разные виды детской игры. При этом продолжительность использования экрана для непосредственной деятельности детей не более 7-10 минут. В ходе проведения занятия проводятся физминутки и гимнастики для глаз.
На протяжении всех занятий отмечается стойкий познавательный интерес на занятиях. При работе с интерактивной доской снизилась утомляемость и пресыщенность детей, так как учебный материал, предъявляемый детям, отличается наглядностью, яркостью образов и динамичностью. Основываясь на личном опыте, хотелось бы отметить, что применение интерактивной доски в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами и инновационными технологиями значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников. При этом происходит качественное освоение программного материала, сенсорное, познавательное, речевое развитие, развитие графо-моторных навыков и ориентировки в пространстве.
Песочная терапия – самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Наиболее интересной для ребенка игра с песком становится, если она оснащена инновационными технологиями. Одной из современных на сегодняшний день является «Интерактивная песочница». Интерактивная песочница – это уникальное оборудование позволяющее перенести «Песочную терапию» на новый уровень, раскрыть внутренние резервы и природные способности дошкольников. Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности, благодаря чему обычный песок превращается в волшебную вселенную. Перед пользователями открываются живописные пейзажи, которые он может перекроить в одно мгновение: выкопать озеро, построить вулкан или даже целый замок.
Интерактивная песочница – уникальное оборудование, которое позволяет ребенку в игровой форме развивать познавательные процессы память, внимание, мышление, воображение, навыки конструктивного общения и саморегуляции. Это соответствует возрастным нормам дошкольного детства, так как ведущей деятельностью в этот период является игра. Таким образом, занятия в интерактивной песочнице помогают ребенку всесторонне развиваться (так как в процессе игры задействованы все анализаторные системы ребенка: зрение, слух, осязание).
Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.
Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.
 
 
-1-
-2-
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
uCoz