Танашевич Александра Александровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ "Октябрьская школа-гимназия" "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы в среднем и старшем звене" |
Internet – универсальный источник педагогической и методической научной информации. При подготовке к урокам можно опираться на использование сайтов, порталов по русскому языку и литературе.
В преподавании русского языка и литературы эффективным средством активизации познавательной и рефлексивной деятельности учащихся является использование интерактивных технологий в учебном и внеучебном процессе, применение которых способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал. В кабинете, оснащённом компьютерной техникой, у учащихся появляется заинтересованность и потребность в знаниях. В процессе использования информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы формируется навык самостоятельно обрабатывать информацию, развивается умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, проявляется способность осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Обобщая личный опыт использования информационно-коммуникативных технологий, могу назвать следующие формы работы с интерактивной доской: • работа с электронными образовательными ресурсами; • просмотр электронных энциклопедий и хрестоматий; • коллективный просмотр обучающих видеофильмов; • возможность сопоставления образов, представленных в художественных (мультипликационных) фильмах и текстах произведений; • демонстрация презентаций, созданных учащимися (творческие проекты); • работа с текстом и изображениями; • создание презентаций с использованием иллюстраций учащихся к произведениям; • создание собственных обучающих и развивающих образовательных ресурсов. Учитывая особенности преподавания русского языка и литературы в школе, можно применять компьютерные технологии в изучении этих предметов по нескольким направлениям как в урочной, так и во внеурочной деятельности: в качестве справочного материала, как средство управления обучением учеников, динамическое средство условной наглядности, средство организации проблемной ситуации, способствующее исследовательской работе учащихся. Информационные технологии используются в обучении на следующих этапах: • во вступительном слове учителя или учащихся; • на этапе ознакомления с учебной информацией; • на этапе усвоения учебного материала; • на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений); • на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения; • при подготовке к ЕГЭ; • на этапе коррекции путём совершенствования, классификации, систематизации учебного материала; • во внеурочное время, при выступлениях на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к внеклассным мероприятиям. Исходя из опыта применения информационно-коммуникативных технологий на различных этапах урока, могу утверждать, что их использование активизирует внимание школьников как младшего, так и старшего возраста, имеет положительное психологическое влияние: позволяет ученикам сконцентрироваться, задерживает внимание на определённой учебной задаче, развивает как слуховую, так и зрительную память. Коллективная работа с электронными образовательными ресурсами, чтение статей электронных энциклопедий и хрестоматий имеет успех у учеников 5-7 классов, помогая им сначала под контролем учителя искать нужную информацию, анализировать её и делать самостоятельные выводы, закрепляя успех уже позже самостоятельной работой похожего характера. Учащиеся старшей школы самостоятельно презентуют достижения в работе с электронными образовательными ресурсами. Коллективный просмотр обучающих видеофильмов, возможность сопоставления образов, представленных в художественных (мультипликационных) фильмах и текстах произведений, концентрирует внимание школьников 5-11 классов, позволяя учащимся развивать не только творческий потенциал, но и критически подходить к анализу полученной информации, побуждает к исследовательской деятельности. Демонстрация презентаций, созданных учащимися (творческие проекты), стимулирует ораторское мастерство учеников, побуждая следить за грамотностью и красотой публичной речи. Работа с текстом и изображениями помогает в изучении учебного материала как младшим, так и старшим школьникам. Концентрация внимания достигает высшего уровня, что плодотворно сказывается на развитии наглядно-образного, словесно-логического, смыслового, эмоционального, механического и логического видов памяти. Создание презентаций с использованием иллюстраций учащихся позволяет стимулировать творческий потенциал для дальнейшей работы над научно-исследовательскими проектами. Незаменимым средством обучения и развития во внеурочной и внеклассной работе является интерактивная доска, с помощью которой можно демонстрировать работу с текстовыми редакторами, презентациями PowerPoint, таблицами Excel, графическими редакторами. Использование информационно-коммуникативных технологий помогает приучать учащихся к работе в команде, сотрудничеству, проявлению терпимости и уважения по отношению к своим одноклассникам. И, естественно, создание учителем собственных обучающих и развивающих образовательных ресурсов (методических разработок) способствует самообразованию, повышению личной квалификации, умению ориентироваться на потребности своих учеников. Ярким примером является подготовка 11-х классов к ЕГЭ по русскому языку: согласно запросу учащихся возникает необходимость не только использовать общедоступный материал, но и разрабатывать практические работы с теоретическим обоснованием для лучшего усвоения сложных по восприятию тем. Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу. Информационные технологии развивают творческие, исследовательские способности учеников, повышают их активность, способствуют более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, самооценки и самоконтроля, активизируют познавательную деятельность учащихся, повышают интерес к предметам. |
Автор
|
текст доклада
|