Чт, 25 Апр 2024, 18:50
Приветствую Вас Гость | RSS



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"Центр информационно-методического обеспечения учреждений образования"

Красногвардейского района Республики Крым

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Пути повышения профессиональной компетентности учителя

29.01.2018 г.Никоненко Инна Сергеевна, учитель химии МБОУ «Петровская школа №1»
Современная педагогика испытывает потребность в высококвалифицированных специалистах, способных творчески подходить к организации учебно-воспитательного процесса и достигать высоких качественных результатов.
Изучая, понятие «профессиональная компетентность», я увидела, что оно многоаспектно и не имеет единой трактовки. Компетентность учителя может быть определено как совокупность профессиональных и личностных качеств педагога, определяющая эффективность его педагогической деятельности.
Профессиональная компетентность включает в себя две стороны – знание науки или наук, которые лежат в основе определенной профессии; умения и навыки использования данных знаний на практике и при обучении учащихся. И на мой взгляд, последнее является основополагающим. Современные учащиеся могут получать информацию из Интернета, телевидения, книг и т.д. А вот вовлечь каждого ребенка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать своим ассистентом, готов не каждый педагог. Поэтому актуальность повышения педагогической компетентности становится на первый план. Ведь от учителя зависит насколько интересным и насыщенным будет учебный процесс.
Проблема повышения профессиональной компетентности учителя может быть решена следующими путями:
-курсы повышения квалификации;
-участие в работе семинаров и научно-практических конференций;
-инновационная деятельность;
-участие в деятельности районных, школьных методических объединений;
-участие в профессиональных конкурсах;
-подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам;
-проектная деятельность и презентация результатов урочной и внеурочной деятельности;
-формирование, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта;
-чтение конкретных педагогических периодических изданий, методической, педагогической и предметной литературы;
-обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий,
-выполнение упражнений, тестов, других заданий повышенной сложности или нестандартной формы;
-посещение учебных занятий своих коллег и проведение открытых уроков для последующего анализа со стороны коллег;
-организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету,
-изучение информационно-компьютерных технологий.
Проанализировав различные формы деятельности с позиции их эффективности для повышения профессиональной компетентности, я прийшла к выводу, что все они базируются на самообразовании и более того оно является системообразующим компонентом.
«Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» - в конце XIX века русский педагог К. Д. Ушинский в этих словах емко выразил характеристику профессиональных качеств учителя.
Самообразование – это беспрерывный процесс саморазвития и самосовершенствования педагога. Чем лучше учитель осознает свое высокое назначение, чем лучше понимает требование к собственной личности, тем активнее работает над собой. А это является основой профессионального успеха.
Самообразование предусматривает индивидуальную и преимущественно самостоятельную деятельность педагогического работника по вопросам повышения его личностного уровня профессиональной компетентности. Разные формы самообразования дают возможность учителю углубить подготовку к уроку; выступать с докладами на семинарах, конференциях; работать с педагогическими, научными, методическими изданиями и др.
Планируя самообразование, учитель проводит такие этапы организации:
1. Учредительный (психологическая подготовка учителя, выбор темы работы, планирование последовательности действий)
2. Учебный (ознакомление с литературой)
3. Практический (отбор и анализ накопленных фактов, проверка новых методов работы, постановка экспериментов)
4. Теоретическое осмысление, анализ и обобщение педагогических фактов.
Важно, чтоб работа проводилась в системе, что означает текущее и перспективное планирование, а именно подбор рациональных форм и способов усвоения и сохранение информации, овладение методикой анализа и способами обобщения собственного и коллективного педагогического опыта.
Таким образом, профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Список использованной литературы:
1. Бычик С.А. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №8. – С. 123-129
2. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М: Издательский центр НЭТ, 2013. – 268 с.
3. Юзбашева Г. Научно-методическая подготовка учителя как фактор качественной образовательной среды //Биология и химия в школе. – 2007. – №4. – С. 33 – 37.
29.01.2018 г. Подхватилина Оксана Ивановна, учитель начальных классов МБОУ "Октябрьская школа №1"
Человеку становится все труднее справляться с изменениями в окружающем его мире и темпами этих изменений. В связи с этим повышение профессиональной компетентности любого специалиста, а особенно учителя, приобретает глубокий смысл. Изменения, происходящие в сфере российского образования ставят перед собой задачу социализации любого человека, продуктивной адаптации его в окружающем мире, чем вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения качественным образованием, получения полного социально интегрированного результата. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Гарантом достижения поставленных целей является прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог.
Возникает закономерный вопрос: с чего же начать педагогу? Как построить «свой маршрут», чтобы добиться желаемого результата? Как определяется в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования». В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится – умение учиться. Профессиональный стандарт – документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
Для реализации образовательных задач и предоставления образовательных услуг высокого качества, школа должна иметь высокопрофессиональный состав педагогических кадров, который обладает высоким уровнем педагогического мастерства, является носителем новой системы ценностей, способен соответствовать 21 веку, а также должен быть мотивирован к непрерывному профессиональному росту, саморазвитию и самореализации. Каждая современная школа заинтересована в подборе педагогических кадров, активно участвующих в инновационной деятельности, управлении развитием образовательного учреждения, ориентирующихся в поиске решения проблем. В настоящее время повысился спрос на квалифицированную творчески мыслящую, конкурентно способную личность педагога, способную обучать и воспитывать личность в современном меняющемся мире, которая непрерывно развивается и самосовершенствуется. Конкурентоспособный учитель должен владеть чрезвычайными возможностями влиять на проблемы мировоззрения личности, настроение и нравственность учеников. Учитель современной школы должен не просто учить, он должен формировать духовно интеллектуальную творческую личность, адаптированную к современным требованиям, разносторонне развитую, социально зрелую, которая успешно усваивает ценностный нормативный опыт поколений, производя свой собственный опыт деятельности, творчества, общения. Главными технологиями формирования современного конкурентно-способного учителя можно назвать такие: технология саморазвития, самоусовершенствования, самореализации, повышения профессионального и индивидуально – личностного уровня на протяжении всей педагогической деятельности и всей жизни; технология системного применения компетентностного, личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе; технология инновационности и умение адаптироваться в современном образовательном пространстве; технология критического мышления; технология формирования системы ценностей с учетом личных запросов, норм ситуации и вкусов для формирования духовно - ценностных ориентаций учащихся. Конкурентоспособный специалист - это личность, которая является исследователем, создателем новых знаний, проектировщиком своей жизни.
Черты присущие модели конкурентоспособного учителя:
К - креативность
О – оптимальность, оптимизм
Н – нестандартность, новизна
К - конкурентоспособность
У - умение взять на себя инициативу
Р - реализация задуманного, решительность
Е - единство
Н – новаторство, новизна
Т – творчество, толерантность
Характеризуя педагогическую деятельность, часто используют понятия «педагогическое мастерство», «профессионализм», «профессиональная компетентность». Учителя, достигающего стабильно высоких результатов в обучении или воспитании учащихся, осуществляющего на достаточно высоком уровне педагогическую деятельность, можно назвать профессионально-компетентным, где для успешной и педагогической деятельности необходима совокупность профессиональных и личностных качеств. Духовное и социально-экономическое развитие нашего общества напрямую зависит от профессионального уровня педагогов. Современный учитель является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности учащихся, активным участником общения с детьми, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом по различным вопросам, просветителем и общественным деятелем. Он постоянно повышает уровень своего педагогического мастерства и профессионализма, ведет творческий поиск нового. Развитие творческой индивидуальности, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде, умение формировать восприимчивость к педагогическим инновациям является раскрытием понятия развития профессиональной компетенции.
В программе современной модели образования в Российской Федерации до 2020 года формированию базовых компетентностей человека уделяется огромное внимание. Основанием обновления образования и является компетентностный подход - способность действовать в ситуации неопределенности и умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической и научной деятельности (ФГОС).
Исходя из современных требований можно выделить основные пути повышения профессиональной компетентности учителя:
• самообразование;
• накопление информационных материалов по психологии, педагогике, методике преподавания своего предмета и их изучение;
• изучение профессиональной документации;
• анализ собственной деятельности и рефлексия;
• персональные консультации;
• взаимопосещение занятий;
• участие в конкурсах педагогического мастерства;
• создание базы лучших разработок, сценариев мероприятий;
• проведение самостоятельных исследований;
• разработка собственной программы самообразования;
• участие в работе методического объединения по предмету.
Целенаправленная, правильно организованная учебная работа педагога играет в становлении и формировании профессионала важную роль. Профессиональная и методическая компетентность учителя определяет его педагогическое мастерство. А Макаренко считал, что педагогическое мастерство - это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в действие. По убеждению А.Макаренко, овладеть педагогическим мастерством может каждый педагог при условии целенаправленной работы над собой.
Пути повышения профессиональной компетентности в нашей школе.
Современные требования к педагогу на первое место ставят систематическую самостоятельную работу в развитии профессиональной компетентности, углубление его теоретических и практических умений. Самообразование является одним из самых эффективных путей развития профессиональной компетенции, который обуславливает последовательность образования педагога в межаттестационный период. Самообразование – осознанная потребность в постоянном усовершенствовании своей профессиональной деятельности, создание условий для развития личностно и социально значимых черт личности учителя и личности каждого ученика, постоянная деятельность педагога, ориентированная на обогащение уровня предметной и методической подготовки. Самообразование педагогов школы в межаттестационный период осуществляется как индивидуально, так и в рамках работы школьных методических объединений по предметам, творческих групп.
Администрацией школы применяются методы измерения результативности самообразования педагога:
- результативность поступления выпускников в ВУЗы;
- курсовая переподготовка;
- обобщение и распространение своего опыта;
- участие в мероприятиях различного уровня;
- результаты участия в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, выставках;
- открытые уроки;
- публикации в СМИ;
- разработка рабочих программ.
Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Специалист, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.
В нашей школе уделяется большое внимание совершенствованию педагогического мастерства (мастер-класс, творческий отчет аттестующихся педагогов, публикации, проведение круглых столов, конференций и др.).
Таким образом, современная школа требует педагога нового типа, который владеет профессиональной культурой, способный объективно осмысливать педагогические явления и факты, критически оценивать и творчески преобразовывать педагогическую действительность.
21.01.2018 г. Плясецкая Алла Владимировна, учитель английского языка МБОУ «Амурская школа»
«Учитель живёт пока учится.»
К.Д. Ушинский
Современной школе нужен учитель, который способен совершенствоваться и выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста. В соответствии с требованиями внедрения ФГОС ресурсные возможности развития профессиональной компетентности учителя должны быть использованы в полной мере. Проблема обновления образования может быть решена совместно с качественной подготовкой педагогических кадров, совершенствования их мастерства. Основная цель современного образования – подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Учитель является гарантом достижения этой цели.
В современной образовательной системе созданы условия для повышения профессиональной компетентности учителя. При повышении квалификации учитель выбирает формы и направления повышения уровня профессионального мастерства:
• курсы повышения квалификации различных образовательных учреждений самого разного содержания, объема часов, направленности;
• выступления, участие в научно-практических конференциях;
• участие в профессиональных конкурсах, в том числе предметных Олимпиадах для учителей;
• подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам с использованием инновационных практик;
• проектная деятельность и презентация результатов урочной и внеурочной деятельности;
• мастер-классы и предъявление методических достижений учительскому сообществу в рамках методических объединений учителей-предметников и классных руководителей;
• курсы ИКТ-технологий как форма проверки и обучения ИКТ-компетентности учителя.
Реализуя формы и направления в своей деятельности на примере моих курсов мне хотелось показать результаты личностного роста. Курсы «Инновационные технологии преподавания английского языка в соответствии с требованиями ФГОС» и «Технологии интерактивного обучения на уроках английского языка» на базе КРИППО дали возможность для перестройки собственной педагогической деятельности, помогли внедрить новые формы и методы обучения по реализации ФГОС.
Одной из форм повышения профессионального мастерства является методическая служба школы, в состав которой входит школьное методическое объединение гуманитарного цикла. На протяжении трёх лет я являлась руководителем школьного методического объединения, которое работало над проблемой «Развитие и саморазвитие профессиональной компетентности, инновационной и учебно-методической культуры педагогов с целью повышения результативности обучения учащихся». Для осуществления качественной работы с учителями гуманитарного цикла было проведено анкетирование «Трудности при подготовке к уроку», позволяющее выявить затруднения в проектировании отдельных этапов урока. Выявленные затруднения помогли учителям скорректировать структуру современного урока. Анализируя работу учителей методического объединения, можно отметить, что большинство из них работают творчески, имеют достаточно высокую профессиональную подготовку, знают задачи, поставленные перед современной школой. Главное в их работе - поиск новых технологий, которые влияют на развитие интеллектуальных умений учащихся.
Участие и выступление на районном методическом объединении с темой «Cоздание коучингового пространства на уроках английского языка» позволило мне с моими коллегами подчеркнуть основные проблемы современного этапа модернизации образования и внедрения ФГОС.
Как классный руководитель за годы работы в школе я использую возможности для профессионального роста в этом виде деятельности. Выступления на заседаниях школьного методического объединения классных руководителей, показ своих мероприятий и участие в мероприятиях коллег в районе позволяют достичь определенных успехов. По результатам прошлого учебного года ученик 11 класса Волоснов Владимир стал лауреатом в III муниципальном Фестивале иностранных языков «Красота поэзии-красота языка» в номинации «Исполнительное мастерство».
Результаты использования ресурсных возможностей системы повышения квалификации и самообразования , реализация принципов дифференциации, широты выбора подтверждаются хорошими результатами и достижениями. Учащиеся нашей школы поступали в ВУЗ на факультет иностранных языков (Яна Антипина, Екатерина Янчук, Колтунова Ольга, Королёва Карина)
Важным направлением в росте мастерства учителя являются конкурсы профессионального мастерства. В нашем районе –это конкурс «Учитель года». Активность участия учителей в конкурсе достаточно на хорошем уровне.
Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, представление своего собственного опыта. Наиболее часто применяемые учителями формы представления опыта: сообщение, открытый урок, мастер-класс, описание педагогического опыта. Учителя нашей школы давали открытые уроки на школьном и районном уровнях. Открытый урок — это возможность самосовершенствоваться, обмениваясь опытом и глядя на себя со стороны. Присутствующие учителя рассказывают о своих впечатлениях, о том, что можно было бы добавить, чтобы сделать занятие ещё лучше, а от чего стоило бы отказаться. Давать уроки нужно, посещать уроки нужно, ведь мы должны повышать свой профессионализм, замечать положительные и отрицательные моменты, работать над проблемами, которые возникают в учебном процессе. Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта. Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство путем прямого и комментированного показа приемов работы, старается задействовать участников в процесс, сделать их активными.
Посещение уроков администрацией, руководителями ШМО, взаимопосещение, анализ диагностических анкет показывают, что рекомендации педагогических советов используются учителями в практике своей работы.
Показателем творческой деятельности учителя является аттестация педагогических работников. В связи с изменением порядка аттестации в нашей школе были проведены совещания по ознакомлению учителей с нормативно-правовой базой, индивидуальные консультации по заполнению электронного портфолио. Проведение аттестации необходимо для каждого учителя, так как помогает стимулировать профессиональное и личностное развитие педагогических работников, помогает содействовать повышению их вклада в достижение результатов работы образовательного учреждения.
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: апробация учебников нового поколения, внедрение ФГОС НОО, освоение современных педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов.
Самообразование - необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется интеллектуальными показателями каждого учителя, так же эта способность вырабатывается в процессе работы. В начале каждого учебного года все учителя школы выбирают тему, над которой они будут работать и фиксируют эту тему в планах методического объединения. Тема, над которой я работаю, «Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках английского языка». Передо мной стоит задача: научить учащихся аргументировать, находить и выделять главное, рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения задания; повысить интерес учащихся к изучаемому предмету; повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении материала; развивать коммуникативные умения, т.е. способность учащегося брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. Результатом своей работы хочу увидеть: дальнейшее повышение мотивации обучения и учебно-познавательного интереса учащихся, а следовательно, повышение качества знаний; высокую трудоспособность учащихся на уроках; участие учащихся в дистанционных олимпиадах и конкурсах по английскому языку; возникновение содержательных диалогов на уроках по инициативе учащихся без вмешательства учителя; формирование компетентной личности в области ИКТ.
Немаловажную роль в повышении мастерства играет наставничество. Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным учителем, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске. Ключевыми фигурами в образовании являются учитель и ученик. Потому необходимо обратить внимание на создание условий для сотрудничества и совместной деятельности учителя и ученика, наставника и молодого специалиста. Чтобы учить, надо учиться. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации.
Конечно, самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является размещение материалов в сети Интернет. Возможность разместить свои уникальные разработки, методики, статьи, дидактический материал в сети позволяет учителю накапливать свои работы в виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.
Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности. Это курсы повышения квалификации, семинары и конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом, телевидение, литература, интернет, экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия. Учителю необходимо изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения: посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом; периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности; совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики; систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни; повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Подводя итого вышесказанному, можно утверждать, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Список использованной литературы:
1. Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога//Интернет-журнал «Эйдос». 2007. - http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm
2. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
3. Гильмеева, Р.Х. Развитие профессиональной компетенции учителя в системе повышения квалификации/ Р.Х. Гильмеева // Методист.-2002.
4. Караковский, В.А. Учитель в контексте нового времени //Открытая школа.-2001.
20.01.2018 г. Бойченко Елена Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Полтавская школа»
«Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни...»
К.Д.Ушинский
Учитель - это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей детей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?».
Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, создавать ситуацию успеха, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач будущей жизни.
Жизнь в настоящем мире постоянно изменяется. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю.
В Государственном Стандарте говорится о том, что, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Путей развития профессиональной компетентности педагога достаточно много. Поэтому остановлюсь лишь на тех, которые, прежде всего, в моей профессиональной деятельности обеспечивают высокую производительность и качественную результативность обучения школьников, определяют радость и наслаждение от любимого дела.
Работая в начальной школе 28 лет, могу точно определить три основных пути развития своей профессиональной компетентности. Это- постоянная работа по приобретению новых знаний, самообразование и усовершенствование раннее приобретённых навыков, внедрение их в учебный процесс, преобразование учителем своего внутреннего мира. Получаю новые знания на курсах повышения квалификации, активно участвую в заседаниях методических советов учителей начальных классов школы, где происходит обмен опытом, посещаю уроки учителей- и черпаю для себя всё новое.
Изучая основные документы ФГОС начального общего образования, понимаю, чтобы быть компетентным учителем начальной школы , необходимо:
-проектировать образовательный процесс на основе ФГОС начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной; -формировать у детей социальную позицию на всем протяжении обучения в начальной школе;
-объективно оценивать успехи и возможности детей с учетом индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек;
-формировать универсальные учебные действия до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования;
-корректировать учебную деятельность, исходя из данных мониторинга образовательных результатов;
-проводить в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе.
Иметь необходимые умения:
-Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы.
-Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания.
-Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования.
Учителю необходимо знать:
-основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов;
-ФГОС и содержание примерных основных образовательных программ;
-дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий;
-существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях;
-особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования.
Профессиональная компетенция учителя начальных классов – это не только рост, становление, личностная реализации в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но и главное - это качественное преобразование учителем своего внутреннего мира.
В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности.
Для достижения успехов в профессиональной деятельности учитель должен стараться максимально развивать свои внутрение силы, закалять свою волю и характер, мышление и потенциальные возможности.
Одним из важных путей совершенствования и развития профессиональной компетенции, педагогического мастерства является самообразование учителя начального общего образования. Самообразование каждого учителя строится с учетом знаний техники умственного труда, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности, зависит от его умения организовать свое личное время, составить индивидуальный план самообразования и реализовать его.
Основной темой моего плана самообразования является: «Формирование УУД на уроках в начальной школе». В 2014 году мы перешли на обучение по новым Государственным стандартам. Я принимала первый класс. Передо мной встала задача - понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Изучила документы и дополнительную литературу, разработала рабочие программы по предметам. Я определила, что один из важных моментов реализации ФГОС - это формирование УУД (универсальных учебных действий). Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. Передо мной возник вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия.
Для начала поставила перед собой задачи:
1.Изучить сущность УУД.
2.Проанализировать УМК «Школа России» с целью выявления его возможности в создании условий для формирования УУД.
3.Разработать систему заданий, вопросов, учебных ситуаций, способствующих формированию УУД.
4.Создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока.
Изучив весь материал по данной теме, начала теоретические знания внедрять в практику.
Для себя сделала важный вывод: необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности ребёнка.
Самообразование, являясь самостоятельной познавательной деятельностью, требует от личности педагога целенаправленного саморазвития – развития психических свойств, качеств, интеллектуальных, организационных умений и навыков. Но только на этом пути возможен рост личностный и рост профессиональный.
Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня существуют определенные условия, в которых каждый учитель может расти лично и профессионально: получать новые знания, совершенствовать умения, повышать личностную и профессиональную самооценку, приобретать признание среди коллег. Непрерывность данного процесса обеспечивает повышение его результативности. Из этого следует, что наиболее важной составляющей совершенст
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
uCoz