Чт, 09 Май 2024, 01:49
Приветствую Вас Гость | RSS



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"Центр информационно-методического обеспечения учреждений образования"

Красногвардейского района Республики Крым

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Реализация ФГОС ДО: проблемы, возможности, опыт и перспективы

15.01.17 г. Субботина Людмила Юрьевна, заместитель директора по дошкольному образованию МБОУ «Ленинская школа»
«Мы живём в изменяющемся мире,
и если превратить стандарт в якорь,
который в своё время упал с корабля в одной точке,
 то он превратится в тормоз»
Александр Асмолов
 
ФГОС дошкольного образования, разработанный в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», с 01.01.2014 г. введён в действие. Разработка и утверждение стандарта связана с тем, что впервые в истории российского общества дошкольное образование стало полноценным уровнем образования. Поэтому ФГОС ДО предполагает взаимодействие всех уровней и структур системы образования, которые должны обеспечить необходимые условия: нормативные, правовые, кадровые, научно-методические и материально-технические.
Главный принцип Федерального государственного образовательного стандарта – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека. В рамках образовательного процесса педагоги должны обеспечить живое, заинтересованное общение ребёнка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, ведущее место среди которых отводится игре. Основная задача стандарта – позитивная социализация и индивидуализация личности.
Впервые в государстве провозглашается теория политического детоцентризма – когда принятие любых государственных решений связано с детством. Дать ребёнку наиграться, создать для него достойную развивающую среду, помогать в ней развиваться, находясь при этом не над ним, а рядом, вместе. Развить в ребёнке главную мотивацию – «Хочу узнать!». Позволять детям говорить, мыслить самостоятельно, искать ответы на вопросы. Прививать детям жажду открытий в получении знаний – вот главная задача дошкольного образования ставшего первой ступенью образования.
Согласно нового Стандарта дошкольные учреждения продолжат готовить дошкольников к школе, но эта подготовка состоит не столько в формировании определённой суммы знаний, сколько в развитии базовых способностей личности, её социокультурных навыков и здорового образа жизни. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного детства.
Рассказывая о проделанной работе по реализации внедрения ФГОС ДО, хочется обозначить проблемы и наметить перспективы развития.
На начало 2014-2015 учебного года была создана Рабочая группа и разработана «Дорожная карта» - реальный план организации методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса дошкольных групп МБОУ в условиях реализации ФГОС ДО. Проведён анализ исполнения нормативных документов    муниципального уровня; проведена корректировка и внесены изменения в нормативно-правовые документы дошкольных групп, приведены в соответствие с требованиями ФГОС  ДО должностные инструкции сотрудников.
Особенность работы дошкольных учреждений Республики Крым заключается в том, что мы не работали по Федеральным государственным требованиям. Поэтому Стандарт мы восприняли как руководство к действию с чистого листа.
Определённую  трудность вызвала разработка Образовательной программы, так как не было ориентиров для её разработки (в реестре образовательных программ Министерства образования и науки РФ не были представлены утверждённые Примерные образовательные программы). Для осуществления задач ООП была создана база научно-методического обеспечения: методическая литература к программе, дидактический демонстрационный и раздаточный материалы, специализированное программное обеспечение по пяти образовательным областям.
Для методического сопровождения и поддержки педагогов в переходный период были спланированы мероприятия, реализующие системно-деятельностный подход:
  1. Организация проведения мониторинга готовности педагогических  работников к работе по ФГОС ДО (стартовая диагностика) и  последующих мониторинговых процедур;
  2. Проведение инструктивно-методических совещаний, педчасов,  обучающих семинаров и консультаций, деловых игр по вопросам введения ФГОС  ДО («Реализация ФГОС ДО  в практике работы дошкольных образовательных учреждений», «Готовность педагога к внедрению ФГОС дошкольного образования», «Нормативно-правовые документы по ФГОС ДО», «Роль педагога в условиях введения ФГОС ДО», «Знатоки ФГОС ДО» и т.д.);
  3. Проведение открытых просмотров образовательной деятельности для педагогов;
  4.   Организация индивидуального консультирования педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС;
  5. Пополнение методического кабинета базовыми документами и дополнительными материалами по ФГОС ДО;
  6. Участие педагогов в  районных обучающих семинарах по теме «Организация работы по переходу на ФГОС ДО»;
  7. Выполняя аналитический раздел плана реализации ФГОС ДО, была проведена процедура самообследования, которая позволила определить степень готовности для перехода на ФГОС ДО.
В современном мире залогом успеха любой организации, в том числе и образовательного учреждения, особенно при реализации ФГОС, является обеспечение высокого качества кадрового потенциала, что в свою очередь поможет повысить эффективность деятельности организации, а значить сделать её наиболее конкурентоспособной. Все наши педагоги прошли обучение на курсах повышения квалификации, разрабатывают темы самообразования и пополняют своё «Портфолио» и методическую копилку. В соответствие с требованием ФГОС ДО педагогами успешно освоены методики диагностики детей (мониторинг), который проводится в сентябре и мае учебного года. Результаты используются для психологического сопровождения и проведения своевременной коррекции развития детей.
Предметно-развивающая среда в групповых помещениях организуется так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Центральное место занимают  материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры и игрушки. 
Так же имеются материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для развития творческого замысла в игре для девочек созданы уголки с   предмета женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; для мальчиков - детали военной формы, технические игрушки.
Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся соблюдать: освобождая центральную часть группы, мы предоставляем условия для двигательной активности детей и возможности их выбора.
Анализируя развивающую среду в группах, мы убедились, что в большинстве групп она соответствует требованиям ФГОС ДО, но далека до идеала.
Нам многое предстоит ещё сделать и на территории, ведь именно там дети проводят 30% времени, отведённого на активную деятельность.
Участниками образовательного процесса являются и родители воспитанников, поэтому помимо традиционных форм работы с ними организованы инновационные приёмы: создан консультационный пункт «Дошколёнок», проводятся мастер-классы и совместные театральные представления. Со всеми родителям и законными представителями заключены Договора о сотрудничестве. Наши родители всегда могут ознакомиться с успехами своего ребёнка из его «Портфолио», которое регулярно пополняется воспитателем.
При реализации Стандарта мы столкнулись с рядом проблем:
  1. Недостаточен уровень материально-технического и финансового обеспечения педагогического процесса в соответствии с ФГОС ДО. В группах отсутствует компьютерная техника, интерактивные доски; недостаточно игрового оборудования, канцелярских принадлежностей, развивающих игр, соответствующей мебели.
  2. Квалификация педагогических работников не полностью соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", Профессиональному стандарту педагога. Не у всех работников имеется профильное дошкольное образование.
  3. 50% педагогического коллектива имеют небольшой опыт работы в занимаемой должности.
  4. Нехватка времени для проведения всех необходимых мероприятий и методов взаимодействия с детьми и родителями, так как неполный рабочий день в дошкольных группах (4,5 часа).
Проблемы есть. Но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и современнейшее оборудование не дадут результата, если не изменить самого педагога.
Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому Стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
Что касается перспектив в нашей работе по ФГОС ДО:
  1. Полный рабочий день.
  2. Совершенствование работы по обеспечению полноценного всестороннего развития воспитанников.
  3. Укрепление материально-технической базы:  обеспечение доступности педагогов к  работе на компьютере; обеспечение  групп развивающими игрушками; обеспечение  периодичности сменяемости  детской мебели, игрового материала, стимулирующего двигательную, познавательную и исследовательскую активность  ребенка; своевременное обновление и приобретение недостающего технологического оборудования.
  4. С целью обеспечения открытости  образовательной деятельности  продолжать усовершенствование  размещения материалов на сайте.
И в заключение, общая задача педагогов – не превратить федеральный государственный образовательный стандарт в «тормоз для корабля образования». Ведь нововведения сегодняшнего дня позволят дошкольникам в будущем стать успешными и мобильными в любых социально-экономических условиях.
23.01.2017г. Коваленко А.О.,воспитатель МБДОУ «Детский сад №3 «Катюша»
На сегодняшний день перед образованием дошкольников стоят достаточно непростые задачи. Каждая из этих задач хоть как-то связаны с формированием элементов стабильного становления порядка образования в целом, сейчас делается все, чтобы оно полностью соответствовало потребностям 21века, общественным и финансовым нуждам формирования страны, запросам личности, общества, страны:
•Государство предоставляет полностью все обязательства доступности и равноправных перспектив получения необходимого образования дошкольников;
•образование дошкольников выходит на новый современный уровень и соответствующее качество;
• Социальный статус и компетентность сотрудников дошкольного образования постоянно повышается, а правительственная и общественная содействие увеличивается;
•Формирование образования дошкольников как открытой правительственно-социальной системы на базе рассредоточивая ответственности среди лиц образовательной политики и увеличения роли всех участников образовательных взаимоотношений – воспитанников, воспитателей, родителей, организаций образования.
ФГОС ДО – это специальная совместность требуемых условий к образованию дошкольников:
1. К структуре главной программы образования обучения дошкольников. ООП ДО создается как инновационная программа психолого-преподавательского содействия положительной социализации и индивидуализации, становления личности деток и устанавливает объединение ключевых характеристик образования дошкольников - объём, содержание и намечаемые результаты в типе целевых ориентиров. Проект должен гарантировать формирование личности ребёнка в последующих образовательных отраслях: общественно-коммуникативное воспитание, познавательное воспитание, речевое формирование, художественно-эстетическое и физическое;
2. К обстоятельствам осуществления программы - профессиональным, материально-технологическим, психолого-преподавательским, денежным и формирующей предметно – пространственной среде; 3. К последствиям изучения ООП ДО. Взамен интегративных достоинств дошкольника, определённым в ФГТ как предполагаемый окончательный результат изучения ООП ДО, в ФГОС ДО рекомендованы целевые цели дошкольного образования. Они отмечены как «общественно-нормативные возрастные характеристики вероятных достижений ребёнка на этапе окончания уровня образования дошкольника».
Индивидуальность дошкольного детства, то есть податливость, легкость воспитания ребёнка, большой разброс альтернатив его воспитания, непринужденность и непроизвольность, а кроме того системные индивидуальности образования дошкольника делают незаконными запросы от ребенка определенных образовательных достижений. Собственно по этой причине целевые цели не подлежат конкретной оценке, так же и в типе преподавательской проверки, и не считаются причиной для их формального сопоставления с истинными достижениями детей. Вследствие этого, изучение ООП ДО не обязано быть сопровождаемые проведением промежуточных и окончательной аттестаций воспитанников. Результаты воспитания детей, которые «мониторят» воспитатели 2-3 раза в год еще никто не аннулировал, но они специализированы только для того, чтобы воспитатель мог сформулировать для каждого ребёнка персональный общеобразовательный план и откорректировать свою образовательную работу. Большая часть руководителей задаются вопросом: если не станет осуществляться оценка познаний деток, то по каким коэффициентам может быть оценена функционирование дошкольной образовательной организации?
Перед детскими садами стоят вопросы, объединенные с формированием требуемых критерий для воспитания детей. Исключительно эти критерии считаются объектом оценки деятельности организации образования и результативности работы воспитателей, а так же и со стороны общества родителей.
Помимо того, основные ориентиры обозначают причиной преемственности дошкольного и начального единого образования, и при следовании перечисленных выше критерий априори представляют воспитание у детей положений учебной работы на этапе окончания ими воспитания дошкольников. Это определение наиболее важно воспринять сейчас и воспитателям, и родителям, и преподавателям начальной школы, так как одним из главных возможностей вступление ФГОС ДО является «конфликт» стандарта с правилами родителей, которые до сегодняшнего дня полагают, что от ДОО необходима «дрессировка» детей, которая даст возможность им быть полностью готовыми к школе. Обусловленные надежды такового рода есть и у преподавателей начальных классов. Присутствуют обусловленные трудности, объединенные с вступлением ФГОС. У воспитателей и руководителей организации образования отмечается очень бдительная точка зрения. В течение минувших 5 лет, с 2009 по 2013 годы в дошкольных организациях выступало интенсивное исследование и введение ФГТ. Многие оценивали ФГТ как ступень в течении типизации образования дошкольников, на основании которых будут изобретены ФГОС ДО. Но в стандартах установили новейшие цели и вопросы, модифицировали саму структуру ООП ДО, востребование к обстоятельствам её осуществлении, установили новейшие направления на итог образования дошкольников. В данных условиях воспитатели оказались в некоторой степени дезориентированы, растеряны. Ведь прежде образовательный процесс был нацелен на знания, а не на формирование достоинств личности ребёнка, на замену учебной модификации занятия прибыла НОД, в основании которой лежат индивидуально-ориентированный и деятельный подходы; у множества понизилась мотивация к переменам, стремление к принятию нововведений, возникла недоверчивость к их качеству.
Малопонятно, почему начальная школа уже четвертый год действует по стандартам, а в ДОУ он лишь только начинает работать. Ограничение в обеспечении преемственности промеж дошкольным и начальным общим образованием. Каждая из систем «не знает», каким будет ребёнок, изучивший первостепенную образовательную программу образования дошкольников, и в чём его различие от такого же ребёнка, не изучившего данную программу. Такая неосведомленность порождает индивидуальный подход к приёму детей в первый класс общеобразовательными учреждениями: по личным аспектам, нередко направленным на интенсификацию течения учёбы в начальной школе; ориентацию дошкольных образовательных учреждений на исполнение общественного заказа преподавателей и родителей по подготовке дошкольника к школе с превалированием познавательного составляющего воспитания, в убыток достижениям физической и психологической готовности. Изучим профессиональное обеспечение. Это в достаточной степени основательный вопрос. Он содержится в последующем. На данный момент согласно изучениям Института психолого-педагогических трудностей детства доказано, что буквально во всех областях, кроме Москвы, средний возраст профессионального состава педагогов 50 лет. И в данном случае сильная трудность. Через определенное количество лет сможет отмечаться одномоментный уход воспитателей образования дошкольников на пенсию, и организация дошкольного образования попадёт в абсолютную профессиональную яму. У нас весьма недостаточно 30-35 летних педагогов, которые прибудут на замену воспитателям пред пенсионного и пенсионного возраста. В ситуациях сельской местности отыскать специализированный кадровый состав очень трудно, и это тоже сильная трудность.
В результате, с вступлением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО обозначился как положительный этап к дошкольному детству как к моменту, в котором заложены существенные образовательные средства. Ожидает огромная деятельность. В данный момент это лишь начало. Необходимо проделать так,чтобы ФГОС ДО стал истинным инструментарием формирования и увеличения качества образования.
Сейчас каждый мечтает, что инновации нынешнего дня дадут возможность детям в будущем стать удачными и мобильными в любых общественно-финансовых условиях.
Список литературы
1. Барылкина Л.П. Участие коллектива в управлении как одна из возможностей решения педагогических проблем // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 5 (23). С. 89-91.
2. Перова О.Д., Барылкина Л.П. Роль учебника в реализации федеральных государственных образовательных стандартов в начальной школе // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 5 (23). С. 96-98.
3. Остапенко Г.С. Методы активного социально-психологического обучения / Г.С.Остапенко. Воронеж: Изд-во, ВГПУУ 2012. 183 с.
21.01.2017 г. Болдырева Вероника Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Антошка»
На сегодняшний день  дошкольное образование имеет огромное значение в воспитании, обучении и развитии ребёнка. Поэтому наше внимание пристально приковано не только к обучению в школе, но и к образовательному процессу, протекающему в детском дошкольном учреждении. Образовательный процесс в дошкольном учреждении рассматривается как самостоятельный период  в жизни ребёнка, а не как предварительный этап перед обучением в школе.
Главной проблемой, на мой взгляд, является качество организации образовательного процесса в любом дошкольном учреждении. Для повышения качества образовательного процесса был разработан и вступил в силу в 2014 году ФГОС ДО. Данный стандарт обеспечивает равные возможности полноценного развития каждому ребёнку в период дошкольного детства независимо от психофизических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) и предписывает включение инклюзивного образования в основную образовательную программу дошкольного образования каждого дошкольного учреждения, которое посещают дети с ограниченными возможностями здоровья.
В ФГОС ДО указывается, что инклюзивное образование должно быть направленно на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.
Для эффективного использования стратегий ФГОС ДО необходимо моделировать и анализировать их, чтобы в дальнейшей своей работе успешно внедрить их в педагогическую практику.
В моём дошкольном образовательном учреждении ФГОС ДО внедрён   2014году.  По отношению к ФГОС ДО у меня наблюдалась поначалу очень настороженная позиция, я только вникла в суть одной программы,  приобрела массу методической литературы, затратив немалые средства, приступила к ее реализации, как появился ФГОС ДО, который поставил передо мной новые цели и задачи, изменил структуру образовательной программы, требования к условиям ее реализации, задал новые ориентиры на результат дошкольного образования в целом. В этих условиях я оказалась несколько дезориентирована. Встал вопрос о проведении осуществления детального анализа по каждой группе требований и выявления, какие условия уже имеются в нашем детском саду, какие необходимо создать и что для этого надо предпринять, чтобы соответствовать в своей деятельности требованиям ФГОС ДО. Также возник вопрос о разработке образовательной программы ДОУ и в каждой возрастной группе на основе примерных программ. Сейчас каждый педагог  ДОУ работает над рабочими программами по всем направлениям, по всем возрастным группам. Хотя при этом возникла проблема отсутствия методических комплектов соответствующих требованиям ФГОС ДО. Большой проблемой становится создание условий для реализации программы: приведение материально-технической базы детского сада в соответствие ФГОС ДО. Материально-техническая база дошкольных образовательных организаций – это ось, на которой держится вся наша деятельность. Она включает в себя состояние зданий и коммуникаций, оснащенность мебелью и оборудованием в соответствии с ФГОС, создание развивающей предметно - пространственной среды, безопасной для жизни и здоровья воспитанников. Особенно возникли трудности при создании рабочей программы для детей с ОВЗ, так как это новая область работы для воспитателей. Инклюзивное образование детей с ОВЗ требует от воспитателя прямого включения в коррекционный процесс. Цель такого обучения – создать условия, способствующие развитию личности ребёнка и эффективному усвоению образовательного материала. Сложность заключается в том, что коррекционная работа должна протекать параллельно с образовательным процессом  детей, не имеющих ограниченных возможностей здоровья.
При разработке такой программы  для ребёнка ОВЗ я исходила из возможностей ребенка – задания строила с соблюдением следующих принципов:
Первый принцип  это принцип динамичности восприятия,где   задания для ребёнка представляются  по степени нарастающей сложности, трудности; в занятие включаются задания, предполагающие различный доминантный анализатор; структура занятия строится на частой смене видов деятельности ребёнка. Ребёнок  преодолевая трудности раскрывает свои возможности и способности.
Второй  принцип  направлен на  обработку информации,где  задания для ребёнка предполагают самостоятельную обработку информации, при этом допускается дозированная помощь воспитателя. При использовании в работе этого принципа у ребёнка развивается  механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, таким образом, формируются не только знания, но и навыки.
Третий принцип развития и коррекции высших психических функций - предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы ребёнка: мышление, внимание, память и  речь; принцип мотивации к учению — задания для самостоятельной работы должны быть творческими, проблемными.
Четвертый  принцип приводит ребенка к  мотивации в  обучении – включение в занятия материалов сегодняшней жизни; создание условий для «зарабатывания» оценки; проблемные задания; познавательные вопросы; поощрения; призы; развёрнутая положительная словесная оценка.
Важно, чтобы коррекционно-развивающее образование достигало следующих целей: дидактической, коррекционно-развивающей, воспитательной. Все эти цели осуществляются одновременно, буквально в каждом режимном моменте.
Реализуя ФГОС ДО в своей практике я выявила, что взаимодействие детей с ОВЗ и детей без отклонений в здоровье на занятиях, прогулке, во время приёма пищи приводит к изменению отношений друг с другом: безразличие к больным сверстникам сменяется желанием активно с ними играть и общаться. Особые дети, до этого ограниченные в контактах со сверстниками, учатся познавать мир, чаще проявляют положительные эмоции. У них повышается самооценка. Этот ребёнок посещает детский сад с удовольствием.  Родители удовлетворены пребыванием своего ребёнка в группе. Также они отмечают комфортный психологический климат, индивидуальный подход к ребёнку, что немало важно для развития личности детей.
 Мною был проведён критический анализ своей педагогической деятельности, отбор приемлемых, современных методов и приёмов обучения, изучение специальной и коррекционной педагогики – это то, без чего не обойтись сегодня современному воспитателю в условиях инклюзивного образования.  
По моему мнению реализация ФГОС ДО в своей работе может обеспечить: равенство возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования независимо от различий в национальности, проблемах в здоровье и др; гарантии уровня и качества образования; сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования. Всё это проводится  дляпоследующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.
 
Используемая литература:
 1.Федеральный государственный образовательный стандарт ДО;
2.«От рождения до школы»Примерная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015. Стр 151
3.Социальное и инклюзивное образование в современном детском саду/сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015.
4.Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М.Крыжановская. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014.
5.Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – М., 1968.
Автор
текст доклада
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
uCoz