Реализация ФГОС как механизм инновационного развития образовательной организации.
15.01.2017 г. Сапунцова Наталья Юрьевна, заместитель директора МБОУ «Октябрьская школа-гимназия»
Вступление в силу ФЗ №273 «Об образовании», введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) предъявляют новые требования к качеству образования, к квалификации педагогических работников, к школьному образовательному пространству. Без инновационного развития образовательной организации и профессионального развития педагогов невозможна реализация ФГОС.Результат введения новых образовательных стандартовявляется следствием профессионализма учителя, его методической и психологической готовности.
Одной из основных составляющих профессионализма и педагогического мастерства учителя является егопрофессиональная компетентность.
При реализации стандартав нашем учебном заведении мы столкнулись с рядом проблем: психологическая - неготовностью учителей к переменам, методологическая – размытость понятий, методическая – недостаточная профессиональная подготовка.
Чтобы иметь представление о том, с какими проблемами столкнулись педагоги на практике мы предложили учителям заполнить анкету«Таблица педагогических затруднений». Обобщив полученную информацию, нам удалось выделить все белые пятна в работе педагогов.
Анализируя затруднения, названные учителями, для успешного внедрения стандарта в практику школы возникла необходимость изменения системы методической работы, особенно в направлениивнутришкольного обучения учителей.
При формировании данной системы мы учитывали: потребности наших педагогов (на основании анкеты «Таблица педагогических затруднений»);опирались на наши внутренние ресурсы; пытались придать данной системе практическую направленность.
Одно из важнейших направлений системы внутришкольного обучения- самообразование педагога. К формам самообразования можно отнести:
- курсы повышения квалификации (очные, дистанционные);
- работу педагога по индивидуальному маршруту;
- участие в конференциях, семинарах, олимпиадах конкурсах, как очных так и дистанционных;
- участие в сетевых педагогических сообществах;
-Интернет - семинарах, вебинарах.
1.Работа по индивидуальному маршруту включает в себя: научно-исследовательскую работу. Каждый педагог выбирает для себя тему самообразования, которая утверждается нормативным локальным актом, соответствует общей методической теме школы и методической теме ШМО, по которой и проводит научно-исследовательскую работу.
Итог реализации темы самообразования:
-проведение открытых уроков на школьном уровне (в рамках учебного заведения проходят два конкурса «Педагогический дебют», для слушателей «Школы молодого учителя» и «Педагогический фестиваль», где опытом своей работы могут поделиться опытные педагоги) и муниципальном уровне;
-выступления на заседаниях МО, семинарах, круглых столах;
-участие в профессиональных конкурсах разного уровня;
- публикации на Интерент-сайтах, методических журналах.
2. Сетевое сообщество – новая инновационная форма. Педагогам предоставлена возможность использования электронных ресурсов, освоение информационных компетенци,самостоятельное создание сетевого образовательного содержания.
3. Еще одной инновационной формой повышения квалификации, которая очень активно применяется педагогами школы - участие в Интернет-семинарах, вебинарах и т.д.
Вторая составляющая системы внутришкольногообуения учителей – взаимообучение.
Взаимообучение мы подразделяем на три составляющие:
- обучение извне,
- обучение «на рабочем месте»,
- научно-методической сопровождение.
Обучение извне. Усилиями районного методического отдела проводятся серии семинаров для учителей, районные методические объединения, курсы повышения квалификации. Вся эта работа направлена на решение стратегических проблем образовательного учреждения.
Обучение «на рабочем месте». Проходит через: - систему педагогических советов; - работу школьных методических объединений учителей, которую координирует методический совет;- работу общешкольных методических семинаров; - работу постоянно действующих тематических семинаров; - проведение и посещение открытых уроков. Характерной особенностью обучения «на рабочем месте» является его практическая ориентация.
Одной из важных форм обучения «на рабочем месте» является взаимообучение.Когда человек затратил свои силы на что-то, он начинает это ценить.
В школе функционирует 7 методических объединений. Приводим пример организации работы по освоению педагогических технологий, методов, приемов. Каждый член ШМО мог выбрать для себя объект изучения. Работа строилась по следующему алгоритму:
Подготовительный этап:
1. Выбор педагогомтехнологии обучения.
2. Изучение теоретических основ технологии.
3. Внедрение технологии на своих уроках.
4. Составление памятки по данной технологии с учетом собственного опыта.
Обмен опытом:
1. Проведение занятия с коллегами в данной технологии.
2. Ознакомление с памяткой, обсуждение вопросов.
4. Совместное построение урока.
Апробация:
1. Представление фрагментов урока для педагогов в роли учеников.
2. Построение урока в соответствии с технологией в целом.
4. Открытый урок, анализ урока.
Рефлексия:
Итоговый круглый стол по освоению технологии.
Анализ трудностей и путей их преодоления.
Рекомендация к использованию технологии.
Результат работы рассматривался не только на заседаниях ШМО но и общешкольных круглых столах.
Как результат, вовлечение учителей в проектную, исследовательскую работу, сама среда, окружающая педагога стимулирует профессиональное саморазвитие.В результате происходит развитие у учителей с различным опытом, различными установками, интересами заинтересованного отношения к новым подходам в общем образовании.
Научно-методическое сопровождение.Работа администрации школы, творческих групп, направленная на подготовку каждого педагога к овладению новыми видами деятельности, к обновлению содержания образовательного процесса. Сюда-же можно отнести особый вид повышения квалификации - участие и работу в различных комиссиях и объединениях по вопросам образования, консультации.
Для получения объективной информации о состоянии образования в учебном заведении был разработан Мониторинг профессиональной деятельности педагога.Позволяющий своевременно реагировать на все изменения, происходящие в образовательном процессе, контролировать их, отслеживать эффективность методической работы.
Система повышения квалификации, используемая в нашей школе, предоставляет возможность педагогу:
Выбрать наиболее приемлемый путь повышения квалификации в условиях введения ФГОС;
Научиться эффективно использовать инновационные технологии обучения;
Анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие образцы педагогической практики;
Интегрировать педагогические технологии, формы и методы обучения с целью достижения новых образовательных результатов у учащихся.
Результатом целенаправленной организованной системы повышения квалификации является создание ценного педагогического опыта, создание команды единомышленников.
22.01.2017г. Гаврищук Ольга Николаевна, учитель английского языка МБОУ «Петровская школа №2»
В свете меняющихся экономических условий, социальных потребностей, преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. Стремительное развитие технологических и компьютерных технологий, показало, что традиционная система образования исчерпала себя и нуждается в изменениях. Выпускник, который просто знает материал урока на «отлично» перестал соответствовать запросам социума. Вырос спрос на выпускника умеющего, творческого, имеющего соответствующие ценностные ориентации, выпускника, который может брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества.
Для того чтобы мы могли воспитать и подготовить к жизни не только всесторонне развитого, но и более универсального и многопрофильного гражданина общества, необходимы иные, новые цели и задачи образовательной системы. В связи с этим впервые в истории Российской Федерации был принят общеобразовательный стандарт.
Федеральный государственный стандарт призван привести к общему единству образовательное пространство Российской Федерации, а так же обеспечить преемственность основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования.
Сегодня цель системы образования изменилась и состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться, сформировать ключевые компетенции, необходимые в дальнейшей жизни, а также воспитать определённые качества человеческой личности.
Всем известно, что к требованиям ФГОС общего образования относятся условия реализации основных образовательных программ. Самыми важными участниками этого процесса, бесспорно, являются кадровый состав образовательного учреждения и его материально-техническая база.
Сегодня мы наблюдаем стремительное развитие инновационных технологий, а также ежедневный прирост знаний во всех сферах нашей жизни, появляются новые способы их добычи, передачи, хранения и использования. Школа не успевает за поступлением огромного количества, как новых знаний, так и внедрением в нашу жизнь технологических инноваций. Современное образование не должно отставать от ритма сегодняшнего дня.
Поднимается вопрос, как минимизировать этот разрыв, а так же помочь ребенку не потеряться в огромном потоке новых знаний, а извлечь из них нужную и полезную для его развития информацию? Ответ один – внедрять инновационные технологии в современной школе, а также мотивировать на беспрерывное образование и самообразование. Быть всегда готовым к совершенствованию своих знаний, умений, навыков. Это стремление к обновлению необходимо как обучающемуся, так и преподавателю.
Задачи школы, исходя из «Закона об образовании» - это создание благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития личности, а так же подготовка к творческой деятельности. То есть качественное образование должно быть доступно всем: и здоровым детям, и ребятам с ограниченными возможностями, и тем, кто не имеет по близости общеобразовательных учреждений.
На наших глазах формируется информационное общество. Обучение можно рассматривать как работу с информацией. Мы живем в век информационных технологий, которые открывают огромные возможности и для преподавания в школе. Все сложнее заставить ученика читать обычные книги, нравится нам или нет, но наши подростки «живут интернет ресурсами», но не всегда с пользой для своего развития. Многие ведущие ученые современного мира, считают, что будущее за цифровыми и даже виртуальными формами обучения.
Какова же роль современного учителя в образовании. Федеральный государственный образовательный стандарт изменил требования к результатам обучения, что повлекло за собой и изменения роли учителя в системе образования. Учитель должен стать посредником и консультантом ученика, научить учиться и уметь использовать полученные знания в жизненных ситуациях.
Внедрение инновационных технологий в современной школе - это не дань моде, а отличное решение таких вопросов как обучения на дому, дистанционное образование. Непрерывное обучение и повышение профессионального уровня преподавателя с помощью посещение вебинаров, онлайн конференций тоже набирает все большую популярность среди учителей. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта может выступить мощным механизмом инновационного развития образовательной организации, а так же совершенствования профессионального мастерства педагога.