Ср, 19 Фев 2020, 20:48
Приветствую Вас Гость | RSS

МКУ "Центр обслуживания учреждений образования"
Отдел информационно-методического сопровождения

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
rudaya_tatyana

Проектная технология

Никитина Светлана Николаевна, педагог-психолог МБДОУ "Детский сад №3 "Солнышко" п.Красногвардейское
«Театр теней как средство формирования ключевых компетенций дошкольников»

«У ребенка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.
Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать
этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра»
А.С. Макаренко
Развитие и воспитание ребёнка дошкольного возраста - это одновременно сложный и увлекательный процесс. И для меня важно, что я тоже являюсь его участником, передавая свой практический опыт и творческие идеи.
Я люблю свою работу, и получаю моральное удовлетворение, взаимодействуя с детьми, родителями и педагогами. Вместе мы делаем уверенные шаги в большой мир!
Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. В статье 20. Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" говорится, что в образовательных организациях осуществляется инновационная деятельность "в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования". Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях направлена "на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий". Поэтому актуальным на сегодняшний день становится эффективное использование технологий в дошкольном учреждении.
Реализация современных технологий педагогом-психологом дает более широкие возможности для создания благоприятных условий сопровождения и развития детей, для обеспечения развития качеств личности дошкольника и достижения достаточного образовательного уровня в детском саду в целом. Оказывая психологическое содействие, в образовательное пространство детского сада интегрировано включаются различные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, коммуникативные, игровые, "ТРИЗ", технологии проектной деятельности и портфолио (как воспитанников, так и педагогов) информационно-коммуникативные технологии и другие.
В своей профессиональной деятельности, как педагога-психолога, я применяю в интеграции целый комплекс разнообразных интерактивных технологий, методов, приёмов и средств, которые максимально обогащают эмоциональную сферу участников учебно-воспитательного процесса, способствуют укреплению их физического и психического здоровья, раскрывают творческие эстетические способности, развивают коммуникабельность.
Метод проектной деятельности - один из эффективных интерактивных методов обучения, который лежит в основе технологии формирования ключевых компетентностей.
Под компетенцией понимается общая способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность. Компетенции являются сферой отношений, существующих между знаниями и действиями в практике.
К перечню ключевых компетенций дошкольника, выявленных в ходе такого вида деятельности относятся:
Технологическая компетентность
1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации.
2. Умение планировать этапы своей деятельности.
3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий.
4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов.
6. Умение использовать способы преобразования.
7. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого.
8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.
9. Умение организовать рабочее место.
10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.
Информационная компетентность
1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации.
2. Умение делать выводы из полученной информации.
3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.
4. Умение задавать вопросы на интересующую тему.
5. Умение получать информацию, используя некоторые источники.
6. Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
Социально-коммуникативная компетентность
1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем.
2. Умение получать необходимую информацию в общении.
3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
5. Умение спокойно отстаивать свое мнение.
6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
7. Умение принимать участие в коллективных делах.
8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.
9. Умение принимать и оказывать помощь.
10. Умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Формирование компетентностей предполагает смену используемых педагогом-психологом технологий, форм, методов обучения. Главная задача педагога-психолога состоит в оптимизации образовательной среды, в центре которой стоит деятельность ребенка.
Метод проектов - комплексный обучающий метод, который дает ребёнку возможность проявить самостоятельность в организации своей деятельности.
Цели проектной деятельности:
- развивать навыки работы в группе,
- умения сотрудничать, выполнять различные роли,
- взаимодействовать с другими людьми,
- выявлять проблемы и самостоятельно искать пути решения поставленных задач.
Проектная деятельность развивает творческий потенциал дошкольника, формирует осознанность, гибкость мышления, развивает такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, уверенность в себе.
Главная идея проектной деятельности создать необходимые условия для саморазвития ребёнка как субъекта познания. Создание проекта предполагает самостоятельную деятельность по решению актуальной проблемы и получение конкретного, практически значимого результата.
Одним из средств достижения этих целей является организация теневого театра в нашем дошкольном учреждении. Образовательный процесс, в основе которого лежит реализация интерактивного обучения, организован таким образом, что в проектной деятельности теневого театра практически все дети оказываются вовлеченными в процесс, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают, умеют и думают. В процессе организации теневого театра дошкольники осуществляют совместную деятельность в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга.
Современные дошкольники - самые активные, открытые и творческие личности. Театрализованные постановки театра теней позволяют дошкольникам лучше познавать окружающий мир и определять свои интересы.
Основной принцип теневого театра очень прост - использование тени от фигуры или предмета, падающий на экран при освещении их каким-либо источником света. Он прост в управлении и доступен детям старшего дошкольного возраста. Для такого театра необходимо:
1. Экран (приспособленный белый фон), который может быть практически любого размера в зависимости от мощности света.
2. Источник света.
3. В роли "источников" теней выступают непосредственно плоскостные силуэты-фигуры или дети-актеры.
4. Широкое и активное использование цвета.
5. Запись музыкального и речевого сопровождения.
Организация проекта "Театр теней" в МБДОУ "Детский сад №3 "Солнышко" п. Красногвардейское содействует совершенствованию внимания, памяти и наблюдательности. Дети учатся согласовывать свои действия с партнерами. В процессе различных постановок развивается мелкая моторика, координация движения. Театрализованные постановки содействуют развитию коммуникативных навыков общения у детей, снимают зажатость и скованность. С их помощью ребенок реализует свой невостребованный в обычной жизни творческий потенциал, что в последующем придает ему большей уверенности в словах, действиях и помогает побороть различные формы фобий. У дошкольника значительно улучшается интонационно-логическая выразительность речи, корректируется правильность произношения.
Успешность проекта по созданию театра теней заключается в опоре на основной вид деятельности дошкольника - игра, а так же привлечение нетрадиционных технологий и форм театрализованного действия как в ДОУ, так и использование родителями в домашних условиях.
Исходя из вышесказанного, театрализованная теневая деятельность - это важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации.
Актуальность данного проекта определяется: потребностью в поиске новых, более эффективных путей и способов решения задач обучения, воспитания и развития детей в современных условиях.
Данная работа является обобщением теоретического и практического материала по проблеме театрально-творческой деятельности детей дошкольного возраста, обоснованием необходимости широкого внедрения в воспитательный процесс детских театрализованных теневых представлении, а также возможностей театрально-творческой деятельности в интересах обучения, воспитания и развития детей-дошкольников.
В связи с этим основной целью моего проекта: развитие творческих способностей детей средствами теневого театра.
Объект исследования: процесс формирования способностей у детей дошкольного возраста через теневой театр.
Предмет исследования: театрализованная деятельность как фактор формирования личности ребенка через теневой театр.
Задачи:
1. Познакомить детей с теневым театром.
2. Создать условия для развития творческой активности детей.
3. Развить артистические способности, исполнительские умения и эмоциональную сферу дошкольника.
4. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Сроки проекта: 1 год.
Этапы работы:
1 этап: Накопительный.
2 этап: Творческий - репетиционный.
3 этап: Результативный.
Накопительный
 Подборка литературы по театру: ( Образцов. К.Л. "Как сделать куклу своими руками"; И.А.Лыкова. В.В. Шипунова "Теневой театр вчера и сегодня"; А.С. Игнатова. С.Н. Илларионова "Теневой театр своими руками").
 Знакомство детей с историей Теневого театра, его разновидностями.
 Работа над выразительностью речи, интонацией, и пантомимой.
 Просмотр интерактивных спектаклей теневого театра.
 Оформление родительского уголка на тему "Теневой Театр", "Развитие творческих способностей через театр".
 Изготовлении теневой ширмы, атрибутов декорация для постановок (лес, горы), персонажи для сказок.
Творческий
 Оформление театрального теневого уголка.
 Изготовление ширмы для теневого театра.
 Изготовления атрибутов и теневых персонажи для сказок.
 Организация проведение театрализованных игр, драматизаций, инсценировок. Результативный
 Анализ и подведение итогов реализации проекта.
 Выставка детских работ.
 Фото отчет на сайте ДОУ.
 Отзывы родителей о проекте.
 Драматизация теневой сказки.
 Фото-выставка "Мы играм в теневой театр".
Технологическое обеспечение проекта
 Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников;
Организация работы с детьми Основные задачи Для игры-драматизации Для изобразительной деятельности
Чтение детской художественной литературы, слушание аудиозаписей, просмотр видеофильмов , рассматривание иллюстраций. Развивать интерес и любовь к прослушиванию художественных произведений; знакомство с выразительными средствами речи: интонацией, темпом, тембром; работа над звукоподражанием. Познакомится с текстом произведения и событиями, их характеристикой. Познакомиться с особенностями речи каждого персонажа. Учить детей работать с теневой куклой. Познакомиться с внешним теневым видом героев событиями, которые предстоит изобразить.
Придумывание совместно с детьми сказок, фантастических историй, рассказов, небылиц. Развивать творческое воображение и умение реализовать замыслы в речи. Составление текстов из личного опыта, придумывание сценариев театральных этюдов, постановок. Создание книжек с собственными теневыми иллюстрациями.
Включение различных видов подвижных игр. Учить снимать зажатость и скованность. Уметь ориентироваться за ширмой, равномерно размещаться по ширме, не сталкиваясь друг с другом куклы. Проигрывать подвижные речевые игры. Игры с предметами. Тренировка внимания. Повтори действие за героями по иллюстрациям.
Знакомство с теневым театром. Особенности театрального искусства. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Формировать интерес к теневому театру. Изготовление атрибутов к постановкам теневого театра. Рисуем сказку.
Включение различных видов релаксационных игр и упражнений. Развитие воображения (способность к пластической импровизацией под музыку). Подвижные, дидактические, имитационные игры, беседы с детьми познавательного характера. Рисуем сказку "рукой и тенью", слушая музыку.
Участие детей в создании развивающей среды Обогатить развивающую среду в группе. Изготовление с родителями, детьми, педагогами сказочных игрушек, рисование пригласительных билетов, театральных и сказочных персонажей. Изготовить теневые декорации для сказки и персонажи сказок.
Интеграция с музыкальными занятиями Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность. Умение согласовывать свои действия партнерами. Совершенствовать навыки действия с воображаемыми предметами. Изготовление элементарных костюмов (листики для феи, цветы, блески)
Самостоятельная художественная деятельность. Подводить детей к умению проявлять самостоятельность в выборе варианта постановки сказки. Учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев, совершенствовать исполнительские умение детей. Изготовление мини - декораций для спектакля.
Игра-драматизация в группе детей в музыкальном зале перед детьми и взрослыми. Уметь импровизировать игры - драматизации на темы знакомых сказок. Пересказывание сюжета по ролям. Рисуем героя сказок.
Организация работы с родителями воспитанников  Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников;
 Групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных;
 Организация дней открытых дверей;
Наблюдение за действиями ребёнка во время театрализованного действия Посещение занятий. Помочь ребенку снять зажатость. Консультация "Застенчивый ребёнок".
Участие в создании развивающего пространства Участие в подготовках к праздникам. Оказание помощи в приобретении дидактических игр, детской художественной литературы, книжек раскрасок, аудио-видеоматериалов для детей.
Непосредственное участие в совместных мероприятиях Театрализованные представления с воспитанниками и родителями (где родители выступают в качестве исполнителей главных ролей).
Стимулирование усилий ребёнка Награждение детей и представление их к номинациям на мероприятии "День театра", "Самая лучшая Артистка (Артист)".
С педагогами ДОУ детей разных возрастов Подготовить консультацию для педагогов "Развитие коммуникативных навыков в театрально игровой деятельности", показ спектаклей для детей раннего возраста.
Со специалистами ДОУ и социальными партнёрами Интегрированная образовательная деятельность, занятия, развлечения, взаимосотрудничество, обмен опытом.
Материально-технические ресурсы проекта:
 аудио, видеоматериалы, обучающий электронный материал;
 цифровой фотоаппарат;
 костюмы для театрализованной деятельности;
 атрибуты для разных видов театров;
 методические разработки, подборки сценариев, развлечение, занятия;
 теневая ширма;
 набор теневых кукол.
Ожидаемый результат реализации проекта:
 увеличение количества родителей, принимающих активное участие в жизни детского сада, вместе с детьми исполняют роли в спектаклях и утренниках;
 желание детей заниматься театрализованной деятельностью.
"Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место" - Б.М.Теплов.
 
 
Автор
текст доклада
Автор
текст доклада
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Февраль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829

Copyright MyCorp © 2020
uCoz