Сб, 22 Фев 2020, 10:12
Приветствую Вас Гость | RSS

МКУ "Центр обслуживания учреждений образования"
Отдел информационно-методического сопровождения

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок как средство совершенствования качества образования

-2-
29.01.2018 г. Воротнюк Розия Язмамедовна, учитель английского языка МБОУ «Ленинская школа»
В современном мире невозможно обойтись без знания иностранных языков. Каждый образованный человек должен знать хотя бы один язык. Придя в школу в первый раз, малыш знакомится с огромным миром знаний. И чтобы ему было интересно с самого начала, учителю надо использовать современ- ные методы и формы обучения. А цель любого обучения – это развитие личности. Учитель должен использовать современную методику на уроке.
А что такое « методика»? Это совокупность методов, направленных на достижение определённых целей. И чтобы достичь этих целей учитель должен использовать современные педагогические технологии. К современным педагогическим технологиям относятся:
- новые информационные технологии;
- игровая методика;
- проектная методика;
- обучение в сотрудничестве;
- здоровьесберегающие технологии.
Использование таких методов на уроке вовлекает учащихся в процесс обучения, они активны на уроке, у них развивается познавательный интерес. Практика показала, что на начальном этапе обучения иностранному языку ученики не могут долго сосредотачиваться, быть активными участниками учебного процесса в течение всего урока, поэтому надо осуществлять частую смену видов деятельности и режимов взаимодействия учителя и обучающихся. Это стимулирует устойчивость внимания. Речевые ситуации вызывают интерес у обучающихся, особенно на начальном этапе обучения. Например, знакомство с обезьянкой Чаклзом: они расспрашивают её о семье, квартире, любимой еде.
Метод интерактивного обучения состоит в том, что почти все обучающиеся в классе вовлечены в процесс познания. Под интерактивным методом речь идёт об организации взаимодействия обучающихся и педагога в форме учебных игр. Всем известная игра « Мозговой штурм» способствует стимулированию творческой активности. Ученики обсуждают и высказываются по проблемным вопросам, таким как образование, жизнь молодёжи, спорт, здоровье, досуг.
Игра «Незаконченное предложение»: ученик получает карточку с незаконченным предложением, читает и быстро продолжает его словами по смыслу.
Применение «Синквейна» на уроке является одним из приёмов проверки домашнего задания, закрепления лексики, постановки темы. Синквейн- это стихотворение, состоящее из пяти строк, где
1 строка – существительное – тема;
2 строка – два прилагательных, характеризующих тему;
3 строка – три глагола, описывающих действия;
4 строка – фраза по теме;
5 строка – слово-резюме.
Например,
1- House
2- large, light
3- to clean, to live, to wash
4- East or West home is best.
5 – Home
Приём на уроке диаграммы Венна используется в рамках технологии развития критического мышления. Она помогает разграничить понятия о чем-либо. Учащиеся рисуют кольца и заполняют их. Затем происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах, группах). Например, тема «Животные», один круг – это дикие животные, а другой – домашние, а их пересечение – общие признаки.
Учебная ситуация должна быть адекватной реальной ситуации общения. Например, находясь в Лондоне, вы заблудились и ищете улицу и отель. Вы обращаетесь к прохожим с вопросами, они отвечают на них. Используются речевые клише.
Англичане очень любят вести беседу о погоде, можно создать ситуацию разговора двух друзей о сводке погоды на сегодня и завтра. При этом учащиеся вспоминают употребление глагола в настоящем и будущем времени.
Проектная методика даёт возможность обучающемуся реализовать свои идеи в форме плакатов, открыток, буклетов, презентаций. Использование ИКТ и проектной методики на уроках иностранного языка имеет особое значение в обучении разносторонне-развитой личности.
Любой проект требует творческого подхода и такие проекты называются творческими. К ним относятся стенгазеты, альбомы, сценарии праздников, поделки, игрушки.
Информационные проекты – это сбор и обобщение информации по определенной теме. В результате необходимо написать статью, реферат или доклад. Проектная методика формирует у учащихся следующие универсальные учебные действия:
- использование современных компьютерных технологий;
- использование языковых навыков;
- умение применять знания по предмету;
- умение решать проблемы, мыслить;
- умение вести индивидуальную работу.
Прекрасным средством наглядности, отображающим рабочий процесс на уроке является ИКТ. На всех этапах обучения их можно использовать при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Компьютер на уроке – это тренажер, наглядное пособие, источник информации, индивидуальное информационное пространство.
Ученики младшего и среднего уровней очень любят делать презентации. Они используют ключевые слова, фотографии, рисунки и с интересом рассказывают о своей семье, о любимых животных, о своей школе, друзьях. Это является хорошим стимулом для разговора на английском языке.
Основной принцип технологии сотрудничества – «Берем ответственность на себя»: каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде. Слабому ученику в команде можно рассчитывать на помощь со стороны сильных учеников. И конечно же, вместе учиться не только легче, интереснее, но еще и эффективнее. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы.
Пространством развития школьника должно стать учебно-образовательное пространство. Это пространство совместной работы обучающихся и учителя. У ребенка не должно быть страха перед английским языком. Создать психологический комфорт можно с помощью использования на уроках позитивной поддержки ученика, надо учитывать его индивидуальные особенности, способности. Не скупиться на похвалу ученика, используя такие выражения: ,,Good job!” ,,Well done!” ,, Cool boy/girl” ! Можно поощирить ребенка мимикой, улыбкой, жестами.
Невозможно представить образовательное пространство на уроке без использования информационных технологий.
Все методы способствуют повышению мотивации учащихся, снятию психологической нагрузки и расширению рамок образовательного пространства на уроке.
23.01.2018 г. Сейтибрагимова Эльнора Ильясовна заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы МБОУ «Новопокровская школа»

«Всю свою жизнь прилежно учись. Каждый день становись более искусным,
чем ты был за день до этого, а на следующий день – более искусным, чем сегодня.
Совершенствование не имеет конца».
Хагакурэ (Ямамото Цунэтомо)

Образование – вот, что будет неизменным и показательным фактором интеллигентности, высокого социального статуса в обществе и отличительной чертой всесторонне развитого человека.

Если обратиться к «Педагогическому словарю» (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 93-94), то можно найти следующее толкование этого понятия: «Образованность – это качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней. Охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя. Критериями образованности являются системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений».

Приобретение новых знаний и совершенствование – необходимые звенья достойного образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:
• школа является важнейшим фактором развития личности;
• школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
• систему образования и школу необходимо постоянно развивать.

Урок – это начальная единица в системе образования, позволяющая добиться качества в образовательном процессе. Поэтому эффективным можно считать лишь тот урок, если он в полном объеме усвоен учениками. Тогда цель урока считается достигнутой. Какой же урок можно назвать современным? Это когда учитель умело подает информацию, учитывая индивидуальные особенности учащихся, класса, использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Исходя из этого, главным условием для повышения качества образования является раскрытие творческих способностей детей, побуждение их к работе, желанию воспринимать и добывать информацию самостоятельно. В основе каждого урока должен лежат мотивационный принцип. И руководствуясь этим принципом, учитель при планировании должен думать над тем, как сделать так, чтобы заинтересованность уроком не пропадала в течение всего урока, чтобы ученик при выполнении домашнего задания хотел найти еще более интересную и новую информацию по пройденной теме.

Естественно, существуют требования к структуре урока, которые говорят о необходимости:
 правильно определить цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);
 определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);
 связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;
 отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;
 обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
 продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
 найти оптимальное место домашнему заданию.

В настоящее время большинство учителей по-прежнему предпочитают традиционный урок, в котором они могут полностью контролировать ход урока. Сейчас же в требованиях к современному типу урока учитель не освобождается от своей обязанности учить, он начинает учить по-новому. А урок остается, являясь по-прежнему основной формой организации учебного процесса. Учитель, как и прежде, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Рассмотрим самый распространённый тип урока – комбинированный, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Как же достичь эффективности урока как условия повышения качества образования? Выводы:
1. Постоянно повышать свое педагогическое мастерство, не боятся нового, более широко использовать нетрадиционные формы проведения уроков. Они способствуют развитию умения анализировать, сравнивать и обобщать изученные явления.
2. Качество усвоения учебного материала прежде всего зависит от правильного метода (или приема), выбора доминирующего метода изучения. Учебник должен быть помощником в течение всего урока и при необходимости использовать дополнительную литературу для облегчения усвоения новых знаний.
3. Раскрывать творческие способности детей, побуждать их к работе, заинтересовать собой как личностью, мотивировать их к совершенствованию и освоению нового материала.
4. Использовать исследовательские методы обучения, ведь только потратив силы и время, ученик запомнит надолго полученную информацию
5. Учитывать учебные и воспитательные возможности учащихся, особенности, интересы, склонности учащихся.
6. Во время урока, использовать в качестве примеров наблюдения из жизни класса, местности, в которой проживают, чтобы они ассоциативно сопоставляли и запоминали информацию; использовать яркие афоризмы, крылатые фразы, поговорки, эмоционально выражающих суть главной идеи урока.
7. При планировании обеспечить не только учебную, но и воспитательную функцию урока, то есть воспитание в процессе обучения;.
8. Уместно и целесообразно включать компьютер в педагогические технологии на уроках по всем предметам.
9. Общаться с учащимися на уроке только с безусловным уважением к личности школьника в сочетании со всеми требованиями к учебному процессу.

 

-2-
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Февраль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829

Copyright MyCorp © 2020
uCoz