Сб, 22 Фев 2020, 10:01
Приветствую Вас Гость | RSS

МКУ "Центр обслуживания учреждений образования"
Отдел информационно-методического сопровождения

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2018 » Октябрь » 8 » Пути развития самостоятельности младшего школьника во внеурочной деятельности
11:20
Пути развития самостоятельности младшего школьника во внеурочной деятельности

Автор: учитель начальных классов МБОУ «Петровская школа №1»

Москвина Юлия Александровна

Цель: распространение опыта работы по внедрению самостоятельности младшего школьника во внеурочной деятельности.

       1. Актуальность темы.

       Высокие темпы развития и совершенствования науки и техники, потребность общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, способных быстро ориентироваться в обстановке, обусловливают актуальность проблемы развития самостоятельной деятельности учащихся на современном этапе школьного образования. Поэтому одной из главных задач школы является формирование самостоятельной, творческой личности, которая будет востребована и сможет реализоваться в любой сфере жизнедеятельности. Ее решение предполагает развитие у школьника желания, способности и умения проявить инициативу, нестандартность мышления, готовность адаптироваться в постоянно-меняющихся социально-экономических условиях.

        Коротко о понятии «самостоятельность».

       Самостоятельность в энциклопедических изданиях также определяется как обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

       Отправной точкой служит постулат, что ребенок по своей натуре является творцом и что наиболее полезные умения, которыми он должен обладать,- это умение решать проблемы и самостоятельно добывать знания. Согласно такому подходу, дети приобретают навыки решения проблем потому, что они этого хотят, а не потому, что кто-то решил, что им это необходимо.

       Древняя поговорка

Услышал – забыл

Увидел – запомнил

Сделал - понял

       Усвоение информации учащимся:
10% того, что слышит

50% того, что видит

90% того, что делает сам

 

       Воспитание данных характерных черт самостоятельности у младших школьников наиболее ярко будет осуществляться во внеурочной деятельности.

       Моя главная задача состоит в том, чтобы в процессе обучения постепенно формировать у школьников умение самостоятельно добывать знания, оценивать их и применять на практике.

       И потому я ставлю перед собой такую цель, как формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся. Исходя из этого, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • создать условия для самостоятельной работы;
  • вооружить учащихся методами и приёмами творческой работы;
  • обеспечить школьникам основные условия для творческой деятельности;
  • предоставить учащимся время для осуществления всех фаз творчества (подготовка идеи; созревание идеи; озарение; проверка своей идеи, воплощенной в действительность).

       О самостоятельной деятельности учащихся много говорят и пишут. А как научить самостоятельности учащихся? Путей в педагогическом арсенале много. Рождены и проверены они опытом, учительским чутьем, творчеством. Самостоятельное добывание знаний, усвоение новых знаний не только развивает познавательную сферу обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к себе и другим, дисциплинированность.

        Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Моя задача заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше.

        Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Здесь я обращаю внимание на содержание и объем самостоятельной работы, которую предлагаю на каждом этапе, работу строю так, чтобы она была посильной для учащихся.

       На первых порах у учащихся формирую простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы, который сопровождается четким объяснением.

       Для самостоятельной работы предлагаю такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым правилам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

       В организации самостоятельной работы учитываю, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществляю это путем дифференцированного подхода к учащимся.

       Работая в группе, сочиняем сказки по изготовленным работам. В конце каждого занятия подводим итог: Для чего выполняли работу? Где можно применить? Чему научились? Достигло ли цели наше занятие?

       Внеурочная деятельность с точки зрения учащихся - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение.

       Наиболее эффективным средством в развития самостоятельности является игра. Игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества, самостоятельности.

В процессе игры у детей возникают три вида целей.

       Цель первая - наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно выразить двумя словами: «Хочу играть!»

       Вторая цель - это и есть собственно игровая задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Она существует в виде требования «надо»: «Надо играть так, а не иначе!»

       Третья цель связана с процессом выполнения игровой задачи, что составляет творчество и одновременно выдвигает третий принцип - «Могу!»

       С помощью такой трехступенчатой мотивации «хочу! - надо! - могу!» игра становится средством перевода требований, предъявляемых к ребенку взрослыми, в требования, которые ребенок предъявляет сам себе. Это и составляет основной механизм ее влияния на личность ребенка и процесс его самовоспитания.

 

 

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития активности школьников.

 В деятельности и общении со взрослыми и сверстниками в этот возрастной период формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка.  В связи с чем, актуальной проблемой становится поиск методов обучения, способствующих повышению творческой активности, мотивации школьников, развитию навыков самостоятельного решения учебных и жизненных трудностей.

Воспитание данных характерных черт самостоятельности у младших школьников наиболее ярко будет осуществляться во внеурочной деятельности.

Лев Семёнович Выготский говорил: «То что дети могу сделать вместе сегодня,завтра каждый из них может сделать самостоятельно»

Слайд

http://mypresentation.ru/documents/c5c540ff8937f6d1a5ded32bca88f7ce/img0.jpg

Какие же условия в организации внеурочной деятельности должны быть соблюдены для развития самостоятельности ребёнка? Это:

Слайд

 

1.Конструирование стимульных ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным решениям и действиям: к свободному выбору заданий, к поиску разных путей решения заданий, к творческой деятельности, к самопроверке и самоанализу, к возможности высказать свои суждения.

2. Использование в учебной и внеурочной деятельности школьников сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий.

3. Создание ситуаций, в которой ученик определяет цели своих действий: «Для чего я это делаю? Что я хочу узнать? Что должно получиться? и т.д.».

4. Использование при организации самостоятельной деятельности школьников различных инструкций, памяток, схем, образцов рассуждений.

5. Включение учеников в продуктивную самостоятельную деятельность через использование приемов:

групповой формы организации обучения,

систему дифференцированных заданий,

анализа практических задач.

       Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше.

       На первых порах у учащихся формирую простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы, который сопровождается четким объяснением..

        В организации самостоятельной работы учитываю, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществляю это путем дифференцированного подхода к учащимся.

        Внеурочная деятельность с точки зрения учащихся - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

       Одним из занятий внеурочной деятельности  являются математические занятия курса « Математика с увлечением», которые вооружают учеников практическими навыками, обогащают их теоретическими и историческими сведениями. Целесообразно использование ребусов, дидактических игр, викторин, загадок, задач-шуток и т.д.

Примеры

Вот, например, одно из творческих заданий на развитие смекалки:

Учитель читает начало сказки, нужно придумать конец.

  • расскажу вам сказку об очень умном юноше, которого полюбила прекрасная принцесса. Чтобы принцесса не вышла за него замуж, король решил казнить юношу. Но, вняв мольбам принцессы, он объявил: «Ты будешь тащить жребий. Я положу перед тобой два листа бумаги; на одном будет написано «жизнь», а на другом «смерть». Какой лист ты возьмёшь, так и решится твоя судьба». Однако в душе король задумал коварство: он велел своему министру написать на обоих листах одно и то же слово «смерть». Принцесса подслушала их разговор и сумела предупредить юношу. — Как вы думаете, ребята, что должен сделать юноша?

Дети должны отгадать, что предпринял юноша.

  • Но я ведь вам сказала, что это был очень умный юноша! Он сказал: «Я беру вот этот лист!» - и с этими словами взял один лист... — и съел! Тогда все закричали: «Но как же мы теперь узнаем, что было написано на той бумажке, которую ты съел?». А юноша улыбнулся и ответил: «Но ведь осталась вторая бумажка! Можно посмотреть, что написано на ней!» Посмотрели — а на ней написано «смерть». Значит, на той, что вытащил юноша, должно было быть написано «жизнь». Королю было стыдно признаваться в своём коварстве — и юноша был спасён!

— Как вы думаете, что помогло герою сказки сохранить себе жизнь?( смекалка)

Также нравится такие виды заданий как задачи в занимательной форме.

 Такие упражнения активизируют умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекают и развлекают детей, развивают ум, расширяют, углубляют математические представления, закрепляют полученные знания и умения

«Незваные гости»

На день рождения к Василисе Прекрасной пришли 10 гостей: Винни – Пух, Незнайка, Бармалей, заяц, Доктор Айболит, Алиса, Красная Шапочка, Волк, Карабас – Барабас и Баба – Яга. Из всех гостей Василиса Прекрасная приглашала только шестерых.

Сколько сказочных героев пришло без приглашения? как ты думаешь кто это?

«Сластёны»

Поспорили однажды Пончик и Сиропчик: кто съест больше мороженого. В первый день друзья съели одинаковое количество – по 21 порции. Во второй день Пончик съел на 4 порции меньше, чем в первый, а Сиропчик на 2 порции больше, чем в первый день. Может быть, спор продолжался и дальше, если бы один из них не попал в больницу Цветочного города.

Как ты думаешь, кто это и сколько всего мороженого съели незадачливые спорщики?

«Толстый и тонкий»

Все кошки ловят мышей. Такая уж у них работа. Но на Мурлыкиной улице жил добрый кот по имени Леопольд. А по соседству с ним, в Писклявом переулке, жили два зловредных хулиганистых мышонка Серый и Белый. Они только тем и занимались. Что делали разные пакости. «Ребята давайте жить дружно!» -воскликнул кот Леопольд, купил 30 пирожных и пригласил мышат к себе на день рождения. На дне рождения толстый мышонок съел 12 пирожных. Худенький – на 5 пирожных больше. Сколько пирожных досталось доброму коту

Ещё такие виды творческих заданий, как математические игры:

Игра «Концовки».

Ведущий начинает математическое предложение, игроки заканчивают его (по 1 баллу за верный ответ).

• Если красный карандаш в 3 раза длиннее синего, то синий...

(в 3 раза короче красного).

• Если стол на 30 см выше табуретки, то табуретка... (на 30 см ниже стола).

• Если сын в 3 раза младше отца, то отец... (в 3 раза старше сына).

• Если тетрадь дешевле книги, то книга... (дороже тетради).

 

Сюжетно ролевые игры.

       Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее основных черт, главное, что ребенок в игре воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней мнимой или воображаемой ситуации, в которой ребенок берет на себя роль взрослого.

       Сюжетно-ролевые и деловые игры имеют социальную природу. Их суть заключается в искусственном погружении детей в условия, возможные в реальной жизни. Главное в проведении таких игр — дать возможность детям проявить инициативу, представить свою модель социальных отношений.

Младшие школьники уже имеют представление о том, как именно ведут себя взрослые в схожих ситуациях. Поэтому, несмотря на предлагаемую свободу действий, в большинстве случаев дети пытаются копировать их поведение. Задание организатора игры состоит в том, чтобы подталкивать ребят к поиску своих вариантов поведения, нестандартных решений возникающих проблем.

 

Игра «Планета друзей»

       Сначала учитель предлагает детям объединиться в несколько групп и описывает им игровую ситуацию. Речь будет идти о бесконечном космосе, в котором находится множество планет. Каждой команде предлагается заселиться на отдельную планету. Суть игры будет заключаться в налаживании жизни на необитаемой территории. Дети, поочередно выполняя задания учителя, должны развивать и обустраивать свое государство. Задания следующие:

Придумать название планеты и его жителей. Описать, как они должны выглядеть.

Составить правила совместного проживания на планете.

Описать, какие события происходят на планете.

Предложить варианты решения описанной ситуации, если бы она произошла на вашей планете.

Закончить своё выступление хочу словами Константина Паустовского:

слайд

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55524226166cf/otkrytoie-zaniatiie-na-tiemu-tsitaty-o-rukodielii-iz-litieraturnykh-proizviedienii_40.jpeg

Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой наполненной жизни- к этому должен стремиться каждый современный учитель.

Просмотров: 182 | Добавил: asiy
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Copyright MyCorp © 2020
uCoz