Как сохранить психологическое и физическое здоровье школьника
Каждый родитель беспокоится за психологическое и физическое здоровье своего ребенка. Как сохранить его, когда в школе порой бывают слишком непосильные для ученика нагрузки? Ответ на эти и некоторые другие вопросы будет дан ниже.
Здоровье школьника составляется на основании двух факторов – психологического и физиологического здоровья ребенка. Причем здоровье физиологическое напрямую зависит от состояния психики школьника, а это означает, что задачей не только педагога, но и родителей должно быть поддерживание обоих этих сторон в нормальном функционирующем состоянии.
Серьёзные психологические проблемы, связанные, в том числе, с адаптацией ребенка в незнакомом коллективе, чаще всего случаются у тех детишек, которые не посещали садик. Как правило, они очень редко или даже никогда не бывали в настолько большой компании детей, а это значит, что в первое время первокласснику будет достаточно трудно. Если вдруг стало заметно, что у младшего школьника угас интерес к учебе, он постоянно придумывает какие-то отговорки, чтобы не идти в школу, вплоть до симуляции какой-либо болезни, значит, нужно постараться, как можно более подробно расспросить малыша о причинах его поведения. Специалисты отмечают, что ни в коем случае нельзя повышать на ребенка голос и переходить на крик, не нужно так же угрожать ему физическим наказанием или лишением его сладостей, поскольку в этом случае ребенок еще больше может замкнуться в себе, а ведь самое главное для родителя – это вырастить ребенка уравновешенным, психологически устойчивым.
В современном мире нагрузка на школьников чрезвычайно возросла. Они много занимаются, к тому же, многие учителя старой закалки зачастую позволяют себе нелестные высказывания в адрес ученика. Чтобы избежать стресса и сохранить психологическое здоровье нужно тщательно продумать и распределить умственную нагрузку. Лучше всего будет чередовать ее с физическими упражнениями. В этом случае организм будет отдыхать от одного вида деятельности максимально эффективно. Кроме этого, школьнику рекомендуется почаще гулять на свежем воздухе, в лесу или парке, по набережным – там, где чище воздух. Нужно стараться чаще хвалить собственного ребенка, чтобы он чувствовал себя нужным и интересным. Этот метод необходим еще и для того, чтобы сформировать высокую самооценку.
Кроме перечисленного выше, на психологическое здоровье ребенка оказывает очень большое влияние обстановка, которая складывается вокруг него. Если в его семье проявляется по отношению к нему слишком много агрессии, родители постоянно им недовольны, упрекают в чем бы то ни было, то школьник поневоле закроется в себе, перестанет интересоваться не только учебой, но и другими аспектами жизни, необходимыми для формирования полноценной личности. Поэтому рекомендуется проявлять больше мягкости, понимания к своему чаду, советуют почаще его хвалить, даже за самые маленькие достижения. Ребенок, увидев, что его действия не остаются незамеченными, сам будет стремиться в дальнейшем получить похвалу, сделать все лучше.
Физическое здоровье школьников является не менее важным для полноценного развития ребенка в процессе формирования собственной личности. Некоторые специалисты отмечают, что за последние годы многие учащиеся отстают в развитии по годам. Одной из основных проблем физического развития ребенка является нарушение зрения. Если вдруг стало заметно, что школьник стал часто щуриться, то нужно немедленно обратиться к врачу-окулисту. Он проведет осмотр и назначит лечение, а, в случае необходимости, и очки. Как правило, при своевременном обращении к нему, можно избежать дальнейшего ухудшения зрения, если соблюсти все рекомендации, данные специалистом на приеме. Для этого необходимо тщательно контролировать соблюдение всех правил, предписанных врачом. Кроме перечисленных выше проблем, одной из самых главных остается проблема ожирения. Как правило, до тридцати процентов всех школьников младших возрастов могут страдать избыточной массой тела. Связано это может быть не только с генетическими особенностями, но и с неправильно подобранным рационом питания. Зачастую родители не следят за тем, что их ребенок ест в школе, а зря, ведь именно там он может кушать чипсы, сухарики, а так же вредные для здоровья чизбургеры и колу.
Многими учеными уже не раз было доказано, что те дети, день которых четко регламентирован, учатся лучше, чувствуют себя увереннее и радуются жизни, в отличие от тех школьников, день которых не организован. Составлять распорядок дня лучше всего вместе с ребенком, учитывая некоторые его пожелания, а так же опираться на то, в какую смену учится ребенок, какие кружки и секции посещает, нуждается ли в частом отдыхе из-за непривычной для него нагрузки. Физиологические и психологические факторы влияют на здоровье ребенка в целом. Именно в комплексе каждое из проявлений развития формирует школьника как личность, а это значит, что родители не должны упускать время, за которое могут помочь малышу.