Ср, 08 Май 2024, 17:31
Приветствую Вас Гость | RSS



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"Центр информационно-методического обеспечения учреждений образования"

Красногвардейского района Республики Крым

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Социально-психологическая служба и логопедия

Главная » Статьи » Мои статьи

Скрининговые обследования
 

 Выступление  на семинаре-практикуме «Повышение профессиональной компетентности  работников  социально-психологической службы ОУ Красногвардейского района в соответствии с требованиями профстандарта»                                                                                                     Подготовила  

                                                                                             педагог-психолог І категории 
                                                                                             МБОУ «Полтавская школа»
                                                                                             Сейтнебиева Севиль Наримановна
2016 г.
Тема:  Скрининговые обследования ( мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определения лиц, нуждающихся в психологической помощи.

( Слайд 2)   
 Психологический скрининг – это особым образом, выстроенная экспресс-диагностика.  Она позволяет из всей группы обследованных выделить воспитанников, испытывающих различные психологические трудности в решении задач образования и развития. 
     Скрининг не отвечает нам на вопрос, в чём причина этих трудностей (это задача последующих диагностических этапов), но он позволяет:    

(Слайд 3)
1)    Обнаруживать проблемы здесь и сейчас
2)    Фиксировать динамику развития детей по определённым  значимым показателям
3)    Проводить сравнительный анализ , т.е выявить лиц, нуждающихся в психологической 
помощи.

( Слайд 4)
     Цель  проведения  скринингового  обследования – выявление детей  группы риска ( например, недостаточно готовых к обучению в школе). Оно  проводится массово, с большими  группами воспитанников определённой категории. В процессе обследования используются высокостандартизированные методики, позволяющие быстро получить  общую  оценку тех или иных психологических   особенностей  воспитанников. 
     Результаты обследования  не могут считаться окончательными.  Низкий результат служит  основой не для окончательных выводов, а лишь для проведения более углубленной  (обычно индивидуальной) психологической диагностики.  Напротив, высокий результат, полученный в скрининговом  обследовании, - достаточное  основание  для  заключения  о соответствии  развития  ребёнка возрастной норме.
     
( Слайд 5)
    Углубленная  психологическая  диагностика   проводится  уже после выделения детей, имеющих какие-либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной  развивающей  или  коррекционной работе, т.е. в специальной  психологической  помощи.  Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.

   ( Слайд 6 )
Динамическое  обследование,  с помощью которого  прослеживается  динамика  развития, эффективность обучения, развивающих или коррекционных   мероприятий.
Может проводиться  несколько раз  в течение  одного коррекционного курса.

  ( Слайд 7)
 Итоговая  диагностика  даёт возможность   оценить  состояние  ребёнка по окончании курса  коррекционной работы. 
   Скрининг не является  мониторингом  (т.к. по задачам ориентирован на деятельность самого педагога-психолога, обеспечивает его информацией для организации развивающей, коррекционной, консультативной и иной видов деятельности). А вот другим специалистам результаты скрининга, как правило, ясности не добавляют. Результаты скрининга сформулированы  на  профессиональном языке педагога-психолога и ему самому и предназначены.

 ( Слайд 8)        (Слайд 9,  10)
  Мониторинг  -   это   многоуровневая  иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации.  Мониторинг  рассматривается в соотношении: мониторинг – исследование – экспертиза – измерение – диагностика.
     Мониторинг – самостоятельный  вид профессиональной  деятельности.
Особенностью мониторинга является  его вариативность.
   Исследование  –  это характерный  для науки способ порождения, получения, производства  нового знания.  (Например, Социометрическое   исследование. Цель: изучение взаимоотношений  в группе, коллективе. Выявление лидера («звёзд»), отверженных, «аутсайдеров».
   Экспертиза .  Психолого-педагогическая экспертиза – это комплексное обследование человека, где  решающую роль играет заключение психолога-эксперта, отвечающего  на  ясно сформулированный практический вопрос.  Мониторинг и экспертизу  роднит наличие у специалиста глубоких знаний и психологии, и педагогики. Экспертиза – разовая процедура.
    Измерение – процедура  качественной  и  количественной  оценки  определённого свойства, в процессе которой числа или порядковые величины приписываются вещам и явлениям по особым правилам. Мониторинг обязательно содержит в себе процедуры измерения, но по своей сути он более широкая и сложная деятельность, в которой процедура измерения подчинена общей  задаче получения информации об объекте.
  Диагностика – это :
 Во первых,  это деятельность по выявлению и изучению индивид.-психологических и индивидуально-психофизиологических  особенностей человека. 
  Во-вторых, это совокупность специальных процедур, позволяющих выявлять и измерять те или иные психологические свойства и состояния человека. 
    Большинство психологических мониторингов представляют собой большие и малые исследования, построенные на основе батарей психологических опросников и тестов.
    В диагностическом исследовании цели формулируются самим специалистом на основе проведённого им анализа существующих проблем. 
     Результаты  диагностики  - это рекомендации и выводы, которые адресуются другим специалистам и на которые  опирается сам психолог при выстраивании практической работы по решению проблем.
     Полученные  данные  диагностики   заносятся в сводную таблицу мониторинга и оформляются документально : 
•    «Анализ психологического исследования класса»
•    «Анализ психологического исследования по параллели»
•    Общешкольный анализ  психологического  исследования»
•    «Рекомендации  по  результатам  мониторинга  и диагностики»
    Итак, мы ставим  знак  равенства между мониторингом и  диагностикой, потому что используем  приёмы  психологического диагностирования  для  сбора информации.
Если это мониторинг УУД, то существует 3 варианта :
   Вариант 1.   Скрининговая  диагностика.  Экспресс уровень.
Мониторинг проводят учитель и психолог на основе наблюдений учителя. Данные фиксируются в «Сводной ведомости  психол. мониторинга УУД».  По итогам мониторинга  педагог-психолог делает   заключение, разрабатывает рекомендации  для  учителя, родителей,  определяет программу  психологического мониторинга.
   Вариант 2.    Индивидуальная диагностика. Углубленный уровень.
Мониторинг проводит педагог-психолог на основе индивидуальной диагностики либо всех обучающихся класса, либо тех обучающихся, которые по итогам скрининговой диагностики показали снижение уровня развития УУД.  Также,  данные  фиксируются  в  сводной ведомости психол. мониторинга,  по итогам пишется заключение, разрабатываются рекомендации.
   Вариант 3.   Экспертная  оценка учителя. Экспресс уровень.
Обычно, этот вариант используется где нет педагога-психолога,   Мониторинг проводит учитель на основе наблюдения.       но я его использую, заполняем таблицу вместе с учителем.
Конечно же педагог-психолог опирается  на содержание  банка  психодиагностических  методик.
   Мониторинг может проводиться в начале года ( стартовая диагностика) - октябрь-ноябрь, и в конце учебного  года ( итоговая диагностика)  - апрель – май. 
 Промежуточный мониторинг  ( январь-февраль) необходим,  в отношении тех учащихся, которые показали низкий уровень развития УУД.
     
    (Слайд 11 )
 Методы  мониторинга
К методам мониторинга  необходимо отнести :
•    Наблюдение
•    Беседа
•    Изучение продуктов деятельности
•    Тестирование
•    Анкетирование

(Слайд 12 - 13 )
Требования  к  психолого-педагогическому мониторингу.
        Психолого-педагогический мониторинг  должен отвечать   целому  ряду  требований:
•    Планирование  включает  подбор  и апробацию методов и методик. Составление  логической и хронологической схем исследования, выбор контингента   и количества  испытуемых.
•    Место проведения  исследования должно отвечать   санитарно-гигиеническим, психологическим  требованиям, т.е. обеспечивать  определённый  комфорт  и  непринуждённую  рабочую  обстановку.
•    Техническое  оснащение  должно соответствовать  решаемым  задачам, всему ходу исследования и уровню  анализа  получаемых  результатов.
•    Инструкция должна быть чёткой, краткой и однозначной.
•    Протокол должен быть одновременно полным и целенаправленным.
•    Обработка результатов исследования – это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования  данных.
Категория: Мои статьи | Добавил: Larisa (03 Ноя 2016)
Просмотров: 4609
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz