Выступление на семинаре-практикуме «Повышение профессиональной компетентности работников социально-психологической службы ОУ Красногвардейского района в соответствии с требованиями профстандарта» Подготовила
педагог-психолог І категории
МБОУ «Полтавская школа»
Сейтнебиева Севиль Наримановна
2016 г.
Тема: Скрининговые обследования ( мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определения лиц, нуждающихся в психологической помощи.
( Слайд 2)
Психологический скрининг – это особым образом, выстроенная экспресс-диагностика. Она позволяет из всей группы обследованных выделить воспитанников, испытывающих различные психологические трудности в решении задач образования и развития.
Скрининг не отвечает нам на вопрос, в чём причина этих трудностей (это задача последующих диагностических этапов), но он позволяет:
(Слайд 3)
1) Обнаруживать проблемы здесь и сейчас
2) Фиксировать динамику развития детей по определённым значимым показателям
3) Проводить сравнительный анализ , т.е выявить лиц, нуждающихся в психологической
помощи.
( Слайд 4)
Цель проведения скринингового обследования – выявление детей группы риска ( например, недостаточно готовых к обучению в школе). Оно проводится массово, с большими группами воспитанников определённой категории. В процессе обследования используются высокостандартизированные методики, позволяющие быстро получить общую оценку тех или иных психологических особенностей воспитанников.
Результаты обследования не могут считаться окончательными. Низкий результат служит основой не для окончательных выводов, а лишь для проведения более углубленной (обычно индивидуальной) психологической диагностики. Напротив, высокий результат, полученный в скрининговом обследовании, - достаточное основание для заключения о соответствии развития ребёнка возрастной норме.
( Слайд 5)
Углубленная психологическая диагностика проводится уже после выделения детей, имеющих какие-либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т.е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.
( Слайд 6 )
Динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих или коррекционных мероприятий.
Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.
( Слайд 7)
Итоговая диагностика даёт возможность оценить состояние ребёнка по окончании курса коррекционной работы.
Скрининг не является мониторингом (т.к. по задачам ориентирован на деятельность самого педагога-психолога, обеспечивает его информацией для организации развивающей, коррекционной, консультативной и иной видов деятельности). А вот другим специалистам результаты скрининга, как правило, ясности не добавляют. Результаты скрининга сформулированы на профессиональном языке педагога-психолога и ему самому и предназначены.
( Слайд 8) (Слайд 9, 10)
Мониторинг - это многоуровневая иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации. Мониторинг рассматривается в соотношении: мониторинг – исследование – экспертиза – измерение – диагностика.
Мониторинг – самостоятельный вид профессиональной деятельности.
Особенностью мониторинга является его вариативность.
Исследование – это характерный для науки способ порождения, получения, производства нового знания. (Например, Социометрическое исследование. Цель: изучение взаимоотношений в группе, коллективе. Выявление лидера («звёзд»), отверженных, «аутсайдеров».
Экспертиза . Психолого-педагогическая экспертиза – это комплексное обследование человека, где решающую роль играет заключение психолога-эксперта, отвечающего на ясно сформулированный практический вопрос. Мониторинг и экспертизу роднит наличие у специалиста глубоких знаний и психологии, и педагогики. Экспертиза – разовая процедура.
Измерение – процедура качественной и количественной оценки определённого свойства, в процессе которой числа или порядковые величины приписываются вещам и явлениям по особым правилам. Мониторинг обязательно содержит в себе процедуры измерения, но по своей сути он более широкая и сложная деятельность, в которой процедура измерения подчинена общей задаче получения информации об объекте.
Диагностика – это :
Во первых, это деятельность по выявлению и изучению индивид.-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека.
Во-вторых, это совокупность специальных процедур, позволяющих выявлять и измерять те или иные психологические свойства и состояния человека.
Большинство психологических мониторингов представляют собой большие и малые исследования, построенные на основе батарей психологических опросников и тестов.
В диагностическом исследовании цели формулируются самим специалистом на основе проведённого им анализа существующих проблем.
Результаты диагностики - это рекомендации и выводы, которые адресуются другим специалистам и на которые опирается сам психолог при выстраивании практической работы по решению проблем.
Полученные данные диагностики заносятся в сводную таблицу мониторинга и оформляются документально :
• «Анализ психологического исследования класса»
• «Анализ психологического исследования по параллели»
• Общешкольный анализ психологического исследования»
• «Рекомендации по результатам мониторинга и диагностики»
Итак, мы ставим знак равенства между мониторингом и диагностикой, потому что используем приёмы психологического диагностирования для сбора информации.
Если это мониторинг УУД, то существует 3 варианта :
Вариант 1. Скрининговая диагностика. Экспресс уровень.
Мониторинг проводят учитель и психолог на основе наблюдений учителя. Данные фиксируются в «Сводной ведомости психол. мониторинга УУД». По итогам мониторинга педагог-психолог делает заключение, разрабатывает рекомендации для учителя, родителей, определяет программу психологического мониторинга.
Вариант 2. Индивидуальная диагностика. Углубленный уровень.
Мониторинг проводит педагог-психолог на основе индивидуальной диагностики либо всех обучающихся класса, либо тех обучающихся, которые по итогам скрининговой диагностики показали снижение уровня развития УУД. Также, данные фиксируются в сводной ведомости психол. мониторинга, по итогам пишется заключение, разрабатываются рекомендации.
Вариант 3. Экспертная оценка учителя. Экспресс уровень.
Обычно, этот вариант используется где нет педагога-психолога, Мониторинг проводит учитель на основе наблюдения. но я его использую, заполняем таблицу вместе с учителем.
Конечно же педагог-психолог опирается на содержание банка психодиагностических методик.
Мониторинг может проводиться в начале года ( стартовая диагностика) - октябрь-ноябрь, и в конце учебного года ( итоговая диагностика) - апрель – май.
Промежуточный мониторинг ( январь-февраль) необходим, в отношении тех учащихся, которые показали низкий уровень развития УУД.
(Слайд 11 )
Методы мониторинга
К методам мониторинга необходимо отнести :
• Наблюдение
• Беседа
• Изучение продуктов деятельности
• Тестирование
• Анкетирование
(Слайд 12 - 13 )
Требования к психолого-педагогическому мониторингу.
Психолого-педагогический мониторинг должен отвечать целому ряду требований:
• Планирование включает подбор и апробацию методов и методик. Составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых.
• Место проведения исследования должно отвечать санитарно-гигиеническим, психологическим требованиям, т.е. обеспечивать определённый комфорт и непринуждённую рабочую обстановку.
• Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.
• Инструкция должна быть чёткой, краткой и однозначной.
• Протокол должен быть одновременно полным и целенаправленным.
• Обработка результатов исследования – это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.