Вт, 29 Сен 2020, 00:55
Приветствую Вас Гость | RSS

МКУ "Центр обслуживания учреждений образования"
Отдел информационно-методического сопровождения

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ФГОС: триединый результат обучения. Переход от начальной ступени к основной.

09.01.2017г. Гордиенко Наталья Олеговна, учитель биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Октябрьская школа №1" Красногвардейского района Республики Крым
Преемственность между начальным и основным общим звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка. Она предполагает принятие общих для всех ступеней основных идей, содержание образования методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы является ориентировка на формирование умения учиться. В соответствии с требованиями ФГОС биологическое образование призвано обеспечить развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе, овладение учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетентностями, формирование экологической культуры и эмоционального отношения к объектам живой природы.
Переход от начальной ступени образования к основной сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. Так, в начальной школе изучение природы сводится зачастую лишь к характеристике объектов, или постановке простых опытов, пересказу учебного материала. Кроме того, программа курса «Окружающий мир» существенно отличается от структуры программы по биологии в 5 классе.
В курсе биологии 5 класса больше внимания уделяется мини-проектам, развитию навыков исследовательской работы. Важно не только подготовить опыт, но ещё и овладеть умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с жизнью, анализировать, находить причинно-следственные связи между фактами, делать выводы и представлять результаты исследований в виде проекта (например, «Город-клетка») .
Большое значение имеет формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности, умение работать в группе. Навыки этой работы должны закладываться в начальной школе, так как в основной школе к учащимся предъявляются повышенные требования к самостоятельности, ответственности, возрастает сложность предметного содержания обучения, необходимость владеть биологическими терминами и понятиями, рассуждать, доказывать, защищать свои идеи, выдвигать гипотезы, решать проблемные вопросы.
Учащиеся основной школы должны уметь работать с разными источниками биологической информации в соответствии заданной темой, анализировать и оценивать информацию. Но в начальной школе информацию чаще представляет учитель в виде объяснения или презентации. Ребёнок только видит яркую картинку, которая кратковременно сохраняется в его памяти. В основной школе учащиеся должны уметь применять знаки и символы, составлять опорные схемы для решения учебных и познавательных задач, что даётся детям с большим трудом. В ходе программы основной школы (5-6 класс) содержатся лабораторные работы. Для их проведения не отводится дополнительных учебных часов, поэтому школьники успевают только настроить микроскоп и рассмотреть или приготовить микропрепарат, а для осознания учебного материала не остаётся времени.
В структуре программы начальной школы практические и лабораторные работы не предусмотрены в полном объёме, даются фрагментарно, поэтому навыки исследовательской работы ученики приобретают только в 5 классе, и это довольно длительный процесс. Также школьники учатся работать с таблицами, муляжами, коллекциями, лабораторным оборудованием, не имея ранее определённых навыков.
В 5 классе проводится мониторинг во втором полугодии, но ученики ещё не успевают к этому времени адаптироваться к новым требованиям основной школы. Учитывая структуру программы по биологии (в объёме 1 часа в неделю) более целесообразно было бы проведение мониторинга в 6 классе.
09.01.2017г.  Смирнова Тамара Николаевна, заместитель директора, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская школа» Красногвардейского района Республики Крым

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
            Давайте попробуем разобраться, чего мы хотим, внедряя ФГОС. Итак, триединый результат обучения:
  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
  • духовно-нравственное развитие и воспитание.
         Попробуем рассмотреть, каким образом мы пытаемся достичь какого-либо результата.  
         Единое образовательное пространство может быть построено при помощи  разработанных и утвержденных федеральных государственных образовательных стандартов и созданных на их основе примерных образовательных программах по основным школьным предметам.
        Чтобы выдержать преемственность в программах, необходимо, во-первых, знать их содержание.  Каждая образовательная организация, и наша в том числе, разрабатывает основную образовательную программу, которая содержит календарный учебный график ( 33-35 учебных недель и каникулы не менее 30 дней), учебный план,  рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), внеурочной деятельности.
         Чтобы образование было непрерывным, необходимо объединить согласованность и перспективность всех компонентов системы. Преемственность между разными звеньями образования: дошкольное образование и начальное общее, начальное и основное общее – рассматривается   сегодня, как одно из условий непрерывного образования ребенка. Преемственность предполагает, чтобы мы приняли  общую для всех ступеней основную идею, содержание образования: формирование умения учиться, для этого понадобится универсальная учебная деятельность (УУД).          
         В это понятие входит способность каждого человека обучаться и получать новые знания. Можно сказать, проще, что это умение учиться. Каждый из нас по - разному воспринимает обучение. И это нормально. Все мы разные, кто-то обучается быстро, кто-то медленнее, кому-то надо для получения, порой, небольшого количества новых знаний совсем немного времени, а кто-то тратит на это дни и даже месяцы. Но при этом мы должны понимать весь процесс обучения и, самое главное, воспринимать его. Без этого учиться чему-либо даже и не стоит. Ведь согласитесь, если вы что-то не понимаете, или не приемлете, то ничего и не получится.
           В начальном звене обучения  эта деятельность относится к каждому конкретному человеку и определяет умение этого человека правильно соотносить свои действия, свои поступки с принятыми нормами поведения в обществе. (Личностная УУД). Следующий шаг -  когда обучающийся умеет правильно распланировать и организовать свою учебу, поэтому для этой деятельности характерны такие направления, как планирование, оценка, коррекция и контроль (Регулятивная УУД). Еще один шаг надо пройти, чтобы преодолеть барьер, - умение анализировать, строить логические цепи рассуждений, правильно формулировать проблему, т.е.  различные логические действия человека и его действия по решению каких-либо проблем (Познавательная УУД). На помощь приходит Коммуникативная УУД, которая связана с умением человека общаться, находить общий язык. Главное здесь, умение не только самому говорить, но, самое главное, слушать других. Ведь не зря говорится: «Человеку даны два уха, чтоб слушать, и один язык, чтоб говорить».  Коммуникативная УУД определяет умение вливаться в различные группы других потенциальных собеседников. Это умение разрешать конфликты, а также контролировать и оценивать своего партнера.
          Особое внимание в преподавании школьных дисциплин уделяется различным «метапредметным» (надпредметным) действиям, которые направлены на анализ и управление школьниками своей познавательной деятельности. Поэтому на каждом предмете необходимо учить тому, что человеку пригодится на любом предмете, в любой области.
       ФГОСы предполагают внеурочную деятельность. В первый год – год проб и ошибок - мы попытались направить деятельность детей в то русло, в котором хотелось плыть нам или родителям наших детей. Однако мы увидели, что этот путь завел нас с тупик. Сейчас мы определили для себя приоритеты: на первое место  - интересы ребенка. Ребенку будет комфортно там, где ему интересно.
                Часы, которые отводятся на внеурочную деятельность, используются исключительно по личному желанию школьников и отличаются от урочной системы. Занятия могут проводиться в виде самых разнообразных круглых столов, КВНов, викторин, секций, классных часов, соревнований и олимпиад.
За счёт индивидуальной работы преподавателя материал изучается школьниками глубже, посещение таких мероприятий способствует развитию коммуникабельности ребенка. Для развития подростков немаловажную роль играет усовершенствование таких способностей как музыкальные и организаторские, и именно их руководитель раскрывает на внеурочных занятиях.
           Дети могут сомневаться в том или ином выборе – мы им помогает принять правильное решение.  На внеурочной деятельности можно показать, например, что русский язык и математика – это не скучные предметы, а очень даже интересные, несущие столько открытий! Трудовые десанты могут приносить радость, потому что видишь результаты своего труда. Проведал ветерана -  зарядился от него частичкой любви, почувствовал гордость за свою историю. «Культура добрососедства», «Основы православной культуры»… Ярмарки милосердия…А это ли не духовно-нравственное развитие и воспитание? Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы внеурочной деятельности как подвижные игры, соревнования, спортивные секции.
             Духовно – нравственное направление реализуется через кружки художественного и прикладного искусства  «Умелые ручки». Сюда же относятся посещение музеев, кино, различных фестивалей на тему искусства, театра.
             Обще – интеллектуальное направление реализуют через занятия: «Сосчитай-ка», «Занимательная грамматика», «Читалочка» и др.
             В рамках занятий социальной направленности осуществляется общественно полезная деятельность в форме коллективного творческого дела,  встреч с представителями разных профессий.
           Наша  модель внеурочной деятельности характеризуется единством  основного и дополнительного образования. Содержание деятельности создается на основе единых идей, которые обеспечат развитие образовательного учреждения.
         Проблема целесообразности использования свободного времени детей в целях развития была всегда насущна. Ведь именно во время их деятельности происходит воспитание. Преимуществом внеурочной деятельности является как раз предоставление возможности обширного списка занятий для их развития. Кроме тех занятий, которые может предложить МБОУ, наши дети в организациях дополнительного образования занимаются греко-римской борьбой, ездят на занятия музыкой и пением.
           Необходимо понимать, что воспитательным результатом внеурочной деятельности школьников должно быть развитие их духовно-нравственных качеств, благодаря участию во внеурочных мероприятиях. А воспитательным эффектом деятельности признается влияние приобретенных нравственных качеств на развитие ребенка (последствие результата деятельности).
             Итак, мы видим, ФГОС в действии:  наблюдается триединый результат обучения, который становится уверенным толчком на этапе перехода от начальной ступени к основной. Основное общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности, фундамент  которых заложен в начальном общем образовании.
И напоследок хочется привести в пример притчу:
В нас есть всё, что необходимо
 — Я так несчастен… Наверное, я – плохой человек, — жаловался ученик учителю.
— Ты – не плохой человек, но тебе нужно измениться.
— Как же так? Если я – не плохой, то зачем мне меняться?
— Давай-ка лучше я тебе покажу, – посоветовал учитель.
Он дал ученику свирель с просьбой сыграть любую мелодию. Ученик играть на свирели не умел, но поднес инструмент к губам, стал в него дуть и попеременно закрывать отверстия. Ничего, кроме свистящих и хрипящих звуков, из свирели не выходило. 
— Видишь, что получается, — сказал Учитель. — А если ты выучишься на ней играть, музыка станет совсем иной. Что же изменится? Играть будешь тот же ты, и свирель будет той же, и руки, и воздух, но… Это будет совершенно другая музыка, которая будет успокаивать, лечить и возносить душу.
         Мораль: в нас есть всё, что необходимо. Оно может казаться плохим, но лишь потому, что мы ещё не умеем извлекать из него гармонию. Когда мы научимся гармонично управлять мыслями и волей, тогда в руках нашей души эти инструменты станут послушными. Тогда мы поймём, что недостатки — не что иное, как самые яркие добродетели, которыми мы пока не научились пользоваться...
Наша задача, как учителей, научить детей гармонично управлять мыслями и волей.
11.01.2017г. Бухарова Ольга Петровна, заместитель директора, учитель начальных классов  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ровновская школа» Красногвардейского района Республики Крым
    Главной целью нового Федерального государственного образовательного стандарта является развитие личности обучающегося. Чтобы этого добиться, школа ставит перед собой триединую задачу: обучение, воспитание и развитие. Причём школа должна создать максимум условий для воспитания социально активной личности, а учитель должен научить ребёнка учиться - уметь добывать знания самостоятельно, контролируя данный процесс.
         В концепции  Федерального государственного образовательного стандарта указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ (триединый результат обучения), которые включают в себя: предметные результаты — усвоение обучаемыми знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности; метапредметные результаты — освоенные обучающимися способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу и его результатам.                 
      В нашей школе формирование личности ребёнка происходит через овладение знаниями по каждой дисциплине, через привитие ответственного отношения к труду, к окружающему миру, к другим людям, через раскрытие творческих способностей ребёнка. И, конечно же, стартом является начальная школа. Одна из её главных задач - заложить потенциал развития личности ребенка. Педагоги начальной школы стремятся научить детей творчеству, воспитывают в каждом ребенке самостоятельную личность, умеющую находить различные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, общаться между собой.
      Однако, добиться высоких результатов в развитии личности невозможно без преемственности между начальной и основной школой. Из собственного опыта могу сказать, что переход  детей начальной школы  в основную является  очень сложным. Меняются учителя, стиль преподавания, происходит усложнение учебного материала, выдвигаются более высокие требования  к учебной деятельности, появляются новые предметы. Всё это снижает работоспособность детей, интерес к учению, интерес к успеваемости, повышает тревожность. У детей часто начинаются проблемы в общении со взрослыми и сверстниками, на уроках становится трудно сосредоточиться, что-то запомнить, выучить и т.д. Соответственно, страдает физическое и психическое здоровье ребёнка.
      Чтобы избежать таких ситуаций, учителям нашей школы приходится проводить колоссальную и очень сложную работу по преемственности начальной и основной школы.
      В конце четвёртого класса очень важно установить тесные контакты между учителем начальных классов и учителями-предметниками. Для этого в нашей школе проводится взаимопосещение уроков с целью ознакомления с особенностями выпускников начальной школы, а также с целью изучения уровня работоспособности учащихся, их познавательной активности.
       Важное значение имеет подбор учителей-предметников. С этой работой успешно справляются завучи школы. Ведь дети за четыре года привыкают к стилю общения и преподавания одного учителя, и если в пятом классе будет учить абсолютно противоположный по стилю общения учитель, детям будет сложно.
        Кроме того, проводятся совместные заседания методических объединений школы по выработке единых требований к оценке результатов обучения, к оценке контрольных работ, работ по развитию речи в четвертом и пятом классах.
         Также проводятся совместные мероприятия и  открытые уроки с учащимися начальной и основной школы. Это позволяет детям начальной школы понять суть и правила обучения в основной школе.
          Будущий классный руководитель пятиклашек также знакомится с детьми класса. Он посещает уроки, внеклассные мероприятия, утренники. Ведёт тесную работу с учителем начальных классов, посещает родительские собрания, консультируется у психолога, сам  проводит мероприятия в данном классе.  В помощь классному руководителю и  учителям-предметникам создается «Портфолио» ученика начальной школы.  «Портфолио » служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, о способностях и возможностях ребёнка, для оценки достижений планируемых результатов,
        Большую помощь детям во время перехода из начальной школы в основную должны оказывать родители. Эта помощь заключается в следующем: поддерживать веру ребенка в себя и  в свои способности, обеспечить ребенку спокойную обстановку, уделять внимание развитию учебной деятельности детей, помогать в подготовке домашнего задания, адекватно относится к отметкам ребёнка, почаще общаться с классным руководителем и  учителями предметниками, посещать классные мероприятия и родительские собрания. Этому родителей тоже учит школа.
  Соблюдение принципа преемственности и систематичности в обучении -  залог успешного всестороннего развития личности ребёнка.   
13.01.2016г. Дадинская Елена Григорьевна, учитель математики МБОУ «Октябрьская школа №1».
В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые включают в себя:
1. Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;
2. Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов те действия, которые можно применить как в пределах этого предмета, так и при решении задач в окружающей их жизни;
3. Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Проблема преемственности при переходе из начальной школы в основную школу сейчас актуальна. И сегодня особенно остро, потому что на начальной ступени образования переход к стандартам ФГОС уже практически завершён, а на ступени основного общего образования этот процесс только начинается. Переход учащихся из начальной школы в основную, является одной из наиболее сложных и значимых педагогических проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из трудных периодов обучения школьников. Так как вопрос преемственности обучения – один из основополагающих вопросов педагогики, то при решении этого вопроса необходима слаженная работа всех участников педагогического процесса: учащихся, педагогов, администрации школы, специалистов психолого-педагогической службы.
Что нужно при этом сделать, чтобы процесс адаптация к новым условиям и новым требованиям для ребенка прошел безболезненно? Как обеспечить успешность учащихся в последующей учебной деятельности? Некоторые нюансы преемственности можно решить заранее, если в течении последнего года обучения в начальной школе учителя начальной и основной школы будут контактировать и сотрудничать друг с другом. Это взаимное посещение уроков, а так же совместные ШМО учителей основного звена и учителей начальных классов, на которых обсуждаются вопросы:
- Как учить в начальной школе, чтобы не пришлось переучивать в основной?
- Выявлять типичные ошибки и устранять их?
 - Какими УМК пользоваться в дальнейшем?
Уместно здесь применять опыт других школ, в которых на практике удалось облегчить переход пятиклассников в среднюю школу. Хорошо зарекомендовали себя педагогические советы по пятому классу, проходящие в начале учебного года (конец октября). Педсоветы нужно готовить учителями основной школы и учителем начальной школы вместе всегда с привлечением психолога.  Уделить нужно особое внимание согласованию требований разных учителей по разным предметам к учащимся, к поведению на уроке.   
Чтобы период адаптации не затянулся и прошел более гладко, а дальнейшее обучение было успешным, нужно добиться того, чтобы для детей была создана комфортная психологическая атмосфера на уроке, чтобы дети не боялись ходить на урок и отвечать на уроке.
Вот некоторые рекомендации:
1. Создание ситуации успеха на уроке. Детям нужно максимально дать возможность проявить себя. В период начальной диагностики учитель определяет уровень учеников, кому какое задание дать и дать такое, чтобы ребенок его выполнил и ушел с урока довольный и с чувством удовлетворения.
2. Эмоциональная привлекательность урока, игровые моменты. Это может быть необычное начало урока, зашифрованная тема урока, игра в мяч или микрофон при актуализации пройденных знаний, использование цветного мела при выделении ключевых моментов в новой теме, викторина, математический кроссворд и т.д.
3. Детям нравятся моменты с взаимопроверкой. К доске вызываются два ученика и выполняют задания (например, домашнее), затем проверяют друг друга,  задают вопросы по теме, выставляют оценки. В этом случае оценки получают обе стороны. В конце объяснения новой темы можно предложить вызвать к доске учителя, а ученикам задать ему вопросы, проверить его. Часто, в этой ситуации дети спрашивают именно то, что недопоняли, но стесняются спросить.
4. С удовольствием работают в 5 классе в группах. Они ведут себя более раскованно, доверительно, общаются на «своем» языке. Они больше переживают не только за свои успехи, но и за общий результат группы, самооценка становиться более адекватной, одна информация обсуждается с несколькими одноклассниками, тем самым обеспечивается более прочное усвоение знаний. Роль учителя при этом меняется - он становится организатором и куратором группового процесса, направляет, оказывает помощь при необходимости. Нужно отметить также эмоциональную сторону данного процесса: ребята становятся более сплоченнее, больше радуются за успехи каждого и всех в целом, чаще начинает практиковаться взаимовыручка, взаимоподдержка. Работа в группах развивает коммуникативные учебные действия, а именно, умение слушать и говорить, прислушиваться к другому мнению, вести продуктивный диалог, корректировать работу партнера.
Современная психология утверждает: эффективность обучения составляет 10% - если ученики только читают глазами; 26% - если слышат объяснение учителя; 30% - если видят наглядно представленный материал; 50% - если видят и слышат; 80% - если в работе опираются на личный опыт; 90% - если делают совместно; 95% - если обучают других.
4. Учитель должен очень осторожно пользоваться таким инструментом, как оценка. Иногда, можно завысить оценку, при необходимости (в первом полугодии), по усмотрению учителя дать возможность исправить. В течение первого месяца обучения в 5 классе можно использовать «бездвоечную» система оценивания.
5. Не оставлять на самый конец урока домашнее задание,  его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению и выполненю. Домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Стараться не перегружать детей заданиями, дифференцировать их.
Для поддержания интереса к математике и повышения уровня подготовки для наиболее способных учащихся ежегодно проводить олимпиады, как муниципальные так и дистанционные (с помощью интернета), принимать участие в международных конкурсах и олимпиадах .
Существуют общие рекомендации, которые помогут в успешной реализации преемственности между ступенями начальной и средней школы:
-“Открыть” уроки для специалистов основной школы с целью изучения уровня готовности к переходу в основную школу, индивидуальных особенностей учащихся и класса в целом;
- провести классные часы “Скоро в 5-ый класс”;
-провести экскурсии по кабинетам основной школы;
-провести родительские собрания “Возрастные особенности”;
- посетить в апреле-мае уроки в 4-х классах учителям основного звена;
- посетить уроки в 5-х классах в сентябре месяце для учителей начальных классов с целью осуществления преемственности.
- познакомиться с детьми заранее, уровнем их подготовки, с учителем начальной школы;
- изучить индивидуальные особенности пятиклассников, наладить эмоциональный контакт с классом, обосновать предъявляемые требования (сентябрь);
- обеспечить знакомство родителей (сентябрь) со всеми учителями-предметниками, их требованиями по отдельным предметам.
В свете вышеперечисленного возникает необходимость четкого планирования работы по преемственности. Школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые взаимные формы работы педагогов начальной и основной школы. Только тогда поиск новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса будут заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего.
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Copyright MyCorp © 2020
uCoz