Ср, 30 Сен 2020, 12:18
Приветствую Вас Гость | RSS

МКУ "Центр обслуживания учреждений образования"
Отдел информационно-методического сопровождения

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ФГОС: триединый результат обучения. Переход от начальной ступени к основной

22.01.2017г. Измаилова Алиме Абдеминовна, учитель истории МБОУ «Петровская школа № 2»
В современном образовании главной задачей является развитие личности ученика, она отражена в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте нового поколения. ФГОС также предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Ученик предстает перед нами личностью, субъектом познания, субъектом деятельности, культуры и жизни. Учитель же выступает консультантом, помощником, создателем условий для развития ученика.
Система нынешнего образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формирования стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к концу обучения. Школа создаёт максимум условий для воспитания социально активной личности, а учитель учить ребёнка учиться - уметь добывать знания самостоятельно, контролируя данный процесс обучения.
Требования к обучению сформулированы в виде триединого результата, которые включают в себя: метапредметные результаты — освоенные обучающимися способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; предметные результаты — усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, творческой деятельности; личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу и его результатам.
Из года в год преподаватели-предметники и учителя начальных классов решают сообща одни и те же вопросы преемственности: как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как организовать взаимопосещение уроков? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровье? Очень образно эту проблему описали еще А. Эйнштейн и Л. Инфельд: «… это не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окружением. Но точка, от которой мы отправлялись, еще существует и может быть видна, хотя она, кажется меньше и составляет крохотную часть открывшегося нашему взгляду обширного ландшафта».
Начальная ступень школьного образования вырабатывает познавательный интерес и мотивацию к учению, готовит младших школьников к взаимосотрудничеству с одноклассниками и учителем, продолжает формировать и прививать нравственные ценности и моральные нормы, то основное общее образование способствует становлению активной жизненной позиции, помогает сделать профессиональный выбор, формирует мировоззрения, развивает способности и углубляет знания.
Переходя в старшую школу, пятиклассник сталкивается с массой проблем: новые предметы, повышение требований к самостоятельности, увеличение объема заданий. К тому же обучающиеся преодолевают сложный психологический барьер. Поэтому наша задача помочь адаптироваться, безболезненно приспособиться к новым условиям. Создать комфортную атмосферу во время урока. В начальной школе достаточно эффективно применяются игровые технологии, их целесообразно продолжать использовать и дальше, но дополнительно создавать ситуацию успеха. Чаще применять на уроках похвалу, положительные санкции. Не перегружать домашним заданием, оно должно стимулировать ученика, вызывать желание найти дополнительную информацию, приносить удовлетворение.
На уроке истории, проводимому по ФГОС, создается проблемная ситуация и по ходу ее решения предполагается совершение неких действий. Учитель не диктует, не навязывает своё мнение, а лишь консультирует, направляет учеников. Ученики самостоятельно решают проблемную ситуацию. Таким образом, открывается новые знания. На таком уроке формируются как личностные, так и предметные универсальные учебные действия, а лучшим приемом выработать метапредметные УУД - дать обучающимся возможность поработать в группах, в парах, проанализировать текст, найти информацию, поработать со словарем, дополнительной литературой. Предметные задачи, которые решаются на уроке ФГОС: назвать, определить, показать на карте, выбрать, перечислить; личностные: выразить свое отношение, заставить задуматься, выражать свою точку зрения; метапредметные: сделать анализ, систематизировать, написать эссе, сделать таблицу, сравнить, сопоставить.
Итак, преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал. В результате изучения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, которые составляют основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, самоконтролю и рефлексии.
25.01.2017 г. Татарисова Альме Сейтумеровна, учитель начальных классов МБОУ "Октябрьская школа-гимназия"
На протяжении многих лет проблема преемственности при переходе из начальной школы  в среднее звено остаётся и будет оставаться актуальной. Но в данных условиях перехода к новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГOС) данная проблематика требует всё большего внимания.
Переход младших школьников  в среднее звено, является  одной из наиболее сложных и значимых педагогических проблем, а период адаптации в 5 классе – один из сложных периодов процесса обучения. Переходные периоды требуют пристального внимания. При решении данного вопроса необходима систематизация работы всех участников педагогического процесса: учеников, учителей,психолога, администрация школы.В настоящее время,где в общеобразовательных учреждениях введены инновационные технологии обучения вопросы преемственности стали значимыми. Преемственность обучения предполагает собой соблюдение правил последовательности, систематичности, взаимосвязанности и согласованности в методах и формах обучения, которые должны обеспечить безболезненный переход от одной системы обучения к другой.
И основным в новых образовательных стандартах является создание  условий, которая решит задачи Российского образования: повышение качества образования,достижение педагогических результатов, которые будут соответствовать современным запросам личности, социума и государства.
ФГOС способствует формированию учебной деятельности школьника- мотивацию обучения, умение принимать, реализовать поставленные цели, умение планировать, контролировать и оценивать свои действия и полученный результат. Начальная школа способствует обеспечивать познавательную мотивацию, интересы учащихся,  и взаимодействию учитель-ученик, формировать основы нравственного поведения,  отношения личности с обществом.
Среднее и старшее звено  должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.
Процесс перехода ученика из первой ступени  во вторую  для школьников, родителей и педагогов является не только радостным и волнующим событием, но как правило, и  проблемным.
Этот период в жизни ребенка является переломным, так как меняется образ жизни,новые условия деятельности, новое положение в социуме, новые взаимоотношения со сверстниками, с преподавателями, с взрослыми. Это интересный, но в то же время и трудный этап в жизни ученика. Он нацелен на то, чтобы разрешить кризис подросткового возраста и переходность в обучении, то есть осуществить плавный и постепенный переход на новую ступень обучения.
Четвертый класс является последним годом обучения в начальной школе. Ученики четвертого класса – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на  сформированность  у четвероклассников УУД.
Какие же трудности могут испытывать ученики по окончании 4-го класса и перехода в 5-й?
Учитывая психо-физиологические особенности ребенка работа по реализации преемственности проводится раньше, так же в этом случае принимают во внимание и перемены в жизни школьника. К основным переменам можно отнести: повышение  требования к ответственности  и самостоятельности, возрастающие сложностив обучении. В то время как школьники переходят, из первой ступени обучения в основную школу, им приходится  преодолевать сложный психологический барьер. Послужить этому может ряд причин: новая обстановка, большое количество преподавателей,много новых предметов, кабинетная система.Так же сюда можно отнести возникающие конфликты между учениками, взаимноенедовольствие учителей и учеников друг другом, отсутствие индивидуального подхода к учащимся.
Преподаватели, которымпредстоит работать с пятыми классами, ознакамливаются с учебными средствами и программами обучения,  которые использует начальная школа. Поэтомуэти преподаватели регулярно посещают уроки в 4-ых классах, проводят беседы, ведут кружковые занятия в выпускных классах начальной школы, тем самым присматриваются к детям и формируют индивидуальный подход. В свою очередь, учителя начальных классов знакомятся с учебными требованиями, которые предъявляют предметники, узнают методы и приёмы их работы. В этом случае одним из эффективных мероприятий будет совместное проведение диагностических работ для определения уровня подготовки выпускников начальной школы к продолжению обучения в основном звене.
Преемственность предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требований к структуре основных образовательных программ начального и основного общего образования, преемственность сопровождения педагога в переходе на федеральные государственные стандарты нового поколения.
Преемственность ФГOС начального образования и ФГOС основного общего образования предполагает принятие основной идеи и содержит образовательные методы, организационные формы обучения и воспитания, методики определения результативности. Преемственность означает создание плавного перехода на среднюю ступень обучения. Так,  чтобы учащиеся не утратили интерес к обучению и не растеряли навыки, приобретённые в начальной школе,  под натиском непривычных приемов работы  и новых впечатлений.
Основной целью школьного образования является развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Путём достижения этой цели в первую очередь является формирование УУД, а не только освоение учащимися конкретных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Возможность самостоятельного усвоения новых знаний и умений, включая умения учиться, обеспечивает овладение учениками УУД. Таким образом приоритетной целью обучения становится формирование и развитие личностных и  предметных  УУД в начальной школе, а затем и в основной.
В течение нескольких лет, в нашей школе педагогический коллектив работает над проблемой преемственности между начальной и основной школой. Чтобы избежать низкого уровня адаптации и высокого стресса у учеников 5-ых классов существуют определенные требования, предъявляемыепреподавателям начальной и основной школы.
В первую очередь, учителя начальной школы и учителя-предметники предъявляют единые требования к оформлению письменных работ и устных ответов к выпускникам начальной школы, так же особое внимание обращаетсяна оценивание. Важным является и то, что  учителя среднего звена и начальной школы сотрудничают между собой, обмениваясь своими программами обучения.
В данной ситуации, преподаватели начальной школы изучают требования, которые предъявляются к учащимся 5 классов, и,исходя из этого редактируют свою программу, которая будет направлена  «на опережение» изучаемого материала. Для оказания помощи в изучении индивидуальных и психологических особенностей учащихся в 5-ых классах, учителя, выпустившие 4-ые классы, постоянно оказывают поддержку классным руководителям и учителям-предметникам. Выпуская четвероклассников учителя начальной школы,обязательно составляютписьменную подробную характеристику каждого ученика класса. Также важно отметить, чтона протяжении обучения 5-ых классов регулярно проводятся консилиумы, на которых учителя-предметники  совместно с учителями начальных классов разрабатывают пути решения для успешной адаптации пятиклассников.
Момент переход из начальной школы является волнительным и тревожным и для родителей учащихся. Так как  в течение 4-х лет обучения в начальной школе формируется методика работы учителя с детьми, к чему родители учеников привыкают, и требования преподавателя для них  конкретны и понятны. Таким образом, при переходе в основную школу возникают проблемы, в разрешении которых, в первую очередь, заинтересованы родители: адаптацияребёнка к новым учителям и одноклассникам, к   новым  большим требованиям, к методике оценивания, к новой системе обучения, к возникающим трудностямв этот переходный период.
Для решения этих проблем  и налаживания положительных взаимоотношений учителя-предметники посещают праздники, приводящиеся в 4-х классах, где есть возможность познакомиться с родителями будущих учеников основной школы.Совместная организация праздников и мероприятий способствует постепенному знакомству учителя и родителей. Очень важным и положительным является проведение последних  родительских собранийв 4-х выпускных  классах в присутствии  будущего классного руководителя и учителей-предметников. Таким образом, родители могут ознакомиться  с требованиями, предъявляемыми в основной школе, в свою очередь преподаватели могут дать  необходимые рекомендации, что помогут подготовить ученика начальной школы к 5-му классу.  Так на первое родительское собрание в пятом классе приглашается учитель начальных классови совместно с классным руководителем и родителями обсуждаютсявозникшие проблемы и  ищутся пути их решения.
Традиционнопо истечению первого триместра проводится совместное заседание кафедр учителей начальных классов и учителей-предметиков, где учителя обмениваются мнениями по проблемам адаптации учащихся в учёбе, анализируют результаты диагностических работ. Так же разрабатывается новый метод сотрудничества между основной иначальной школами, где основная роль отводится старшим школьникам. Это программа преемственности представляет собой посещение учеников старших классов начальной школы, наставники проводят  беседы с учащимися, оказывают помощь в переходном периоде выпускникам 4-х классов и преподавателям.
За период нескольких лет анализ результативности позволяет сделать вывод, что работа по преемственности помогают обучающимся проходить этап перехода из начального звена в среднее беспроблемно, при этом сохраняя результаты обучения и уровень успеваемости.
 В общем,использование данной модели в учебном процессе даёт положительные результаты и способствует стабилизации качественных показателей при переходе учащихся в основную школу, наблюдается рост уровня удовлетворённости школьной жизнью и успешная адаптация выпускников начальной школы в пятых классах. Так плодотворное сотрудничество педагогов, родителей и детей даёт возможность установить глубокий, эмоциональный, деловой контакт, и уже на уроках можно увидеть результат совместного труда учителей и учеников.
Вывод: преемственность — это двухсторонний процесс. С одной стороны начальная ступень, которая формирует УУД, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны — основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
25.01.2017 г. 
 
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Copyright MyCorp © 2020
uCoz